От мусорной свалки к нравственному сознанию

 

Бойчевска В.В., Ложкина А.С., Носова М.Ю.

Лаборатория искусства и культуры коммуникации ИКЦР

Лаборатория культуры хозяйственной деятельности ИКЦР

 

Отношение человека к отходам жизнедеятельности, то есть к мусору – это аспект антропологический во всех традиционных культурах. Самый древний мусор – темпоральный. Пищевые отходы, скорлупки, кожура, ветошь одежды, то есть то, что функционально завершило свое существование. Вторая категория – технологический мусор, возникший в результате обработки, трудового процесса. До тех пор, пока мусор по составу представлял собой естественные отходы, то есть был экологичен, он не представлял существенной проблемы для человечества. 

Присказка

 

Многие ретивые начальники, как оказалось, страдают душевным заболеванием - социопатией.

Социопаты - это люди, у которых устрачены чувства совести, нравственности и сопереживания другим людям. У них нет внутреннего этического ограничителя поведения. Творят они, что хотят, и беды людям несут. Поэтому и говорят - социопаты во всём виноваты.

 

Сказка о ретивом начальнике

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесёт. Науки упразднит — польза, население напугает — ещё больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь, потому, что люди своим делом заняты, а социопаты — субъекты досужие и ко вреду способные.

Как нравственно помочь другим людям в период испытаний?

 

В тревоге и панике многие действуют импульсивно. Окружающим сложно понять есть ли осознанность в действиях близкого человека, оказавшегося не просто на  пути выбора, а такого выбора от которого зависит жизнь, здоровье, культурные ценности (то что дорого и отличает человека от животного). 

К точке выбора в которой оказываются под напором внешних обстоятельств, каждый приходит со своим набором (багажом личностных свойств, запасом ресурсов психики и стрессоустойчивости). Этот набор безусловно влияет на реакцию. Родственники, друзья, эмоционально значимая близкая группа может усугубить реакцию своей повышенной тревожностью, обострить и оттянуть силы у человека, оказавшегося и без того в сложной ситуации. Здесь важно вспомнить, что в умении меняться заключается человеческая способность к выживанию. И одновременно адаптация – это путь к развитию. Возможность и необходимость к полезному действию, коллективной взаимопомощи снимает львиную долю бесплодных тревог и страхов. «Под лежачий камень вода не течет» говорится в пословице. Невозможно приобретать навыки адаптации и взаимопомощи оставаясь в пассивности. 

Общее созидательное дело - средство  предотвращения социальной гибели

 

Бойчевска В.В., Носова М.Ю.

Институт культурных ценностей и ресурсов

 

Сосуществование в семье, коллективе, группе, любом сообществе для человека необходимо, но требует труда. Именно труда, напряжения. Взаимодействие в коллективе приносит человеку   одновременно  удовлетворение и усталость. В случае избыточной усталости и перенапряжения к каждому время от времени приходят мысли об изоляции: «пожить для себя». Всё время жить для других и приносить пользу это подвиг. Особенно в условиях культа эгоизма и антисоциальной пропаганды, которая рекламно-голосит отовсюду: «порадуй себя!», «ты этого достоин!». Соблазнов расслабиться в эгоизме много. Но у человека в норме,   мысли «пожить для себя» быстро проходят, так как имеется нравственная потребность в других людях. Человек как минимум возвращается к трудам и заботам о других близких в семье, и как максимум к  социальной общественной жизни гражданина. Люди априори имеют значение друг для друга: общение, дружба, любовь. Полезность друг другу  без материальной выгоды – подсознательное членство в «общине», потребность взаимодействия в будни и праздники. Иными словами потребность сильного хорового пения, а не сольного выступления для себя самого в пустом зале. 

Хитросплетения монетаризма: история одной финансовой пирамиды в России XIX века

 

Алексеев С.В., Бойчевска В.В., Носова М.Ю.

Институт культурных ценностей и ресурсов, 2022

 

Феномен превращения денег из исторического инструмента обмена в культ и объект поклонения способен привести современное человечество к гибели. Монетаризм как планетарное явление стал угрозой благодаря деструктивным технологиям, монополизированным мирскими захребетниками, страдающими  социопатией финансового обогащения. Социопатия финансового обогащения –  одна из форм социопатического расстройства, которая возникает от соприкосновения человека с идеей личного обогащения через получение неких ценных бумаг, финансовых гарантий, с целью дальнейшего получения взамен этих бумаг реальных денег в большом количестве. Упростив  до уровня мудрой сказки, можно привести классический пример социопатии финансового обогащения - это вера Буратино, закопавшего монетки и ожидающего умножения  «плодов» денежного дерева. 

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх