Культурно-историческое значение нравственной  ритуализации коммуникации

 

 

Бойчевска В.В. 

 

Традиции и ритуалы, основанные на нравственности выступают регулятором взаимоотношений, направляют людей к добровольному выбору подчинения с сохранением волевого выбора, чести и достоинства; следованию установленным  правилам и нравственным нормам поведения.

Традиции и ритуалы, основанные на нравственности подают пример для подражания, создают морально-психологический и эмоциональный настрой осознанно действовать в различных ситуациях, опираясь на положительный опыт.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности определяют жизнеспособность , помогают развитию нравственной коммуникации, сохранению нематериальных культурных ценностей воинских коллективов армии и флота,  гражданского населения.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовно-нравственных ценностей, которые складывались в процессе всей отечественной истории. 

Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

Традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование  безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности. 

Сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей. 

Социопатия в культурной сфере и феномен агрессии культурно-однородных людей

 

Бойчевска В.В. 

Институт культурных ценностей и ресурсов, 2022

 

Народная мудрость, отраженная в поговорке «разозлился на весь мир, а досталось самым близким», отражает негативный феномен.

Исследования советских-российских ученых (научная школа Чигирева В.А., Юнацкевича П.И.) и исследования Института культурных ценностей и ресурсов,  позволяют утверждать, что культурно-однородные  люди проявляют феноменальную жестокость по отношению друг другу. Это одна из особенностей внутривидовой агрессии. Этим опасны конфликты, возникающие в однородной культурной среде. 

Если бы акулы были людьми (Бертольд Брехт), 1949 г.

 

 

– Если бы акулы были людьми, – спросила г-на К. маленькая дочь его квартирохозяйки, – были бы они добрее по отношению к малым рыбам?

— Наверняка, – ответил он. – Если бы акулы были людьми, они построили бы в море огромные ящики для маленьких рыбок, со всякого рода пищей в них, растительной и животной. Они заботились бы о том, чтобы в ящиках всегда была свежая вода, и вообще принимали бы все необходимые санитарные меры. Если бы, к примеру, какая-нибудь рыбка повредила себе плавник, ей сразу бы делали перевязку, чтобы она не сдохла раньше времени. Чтобы рыбки не были мрачными, время от времени устраивались бы большие празднества на воде, ибо веселые рыбки куда вкуснее печальных.

 

Новое направление развития культуры и культурологии – экокультура

 

Баринов Игорь Вячеславович

Исполнительный директор Института культурных ценностей и ресурсов

 

 

Аннотация статьи: в статье приведено обоснование нового направления развития культуры и культурологии – экокультура, под которой понимается интегративное  исследование культуры с позиций экологического подхода, практической этики, патопсихологии и психопатологии.

Экологический подход в культуре основан на глобальном экологическом принципе (ГЭП) – не вредить среде обитания, другим людям и себе (среде, соседям, себе).   Из глобального экологического принципа проистекает глобальный этический принцип – вести себя надо так, чтобы не причинять вреда другим людям, себе и среде обитания.  Глобальный этический принцип заложен в основу экологического или нравственного правила III-С»: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом. 

Практическая этика культуры отражает экологическое правило III-C в культурном коде, который передается зрителям и читателям посредством образов, произведений  и героев литературы, исполнительского искусства (музыки, танца, театра), изобразительного искусства (живопись, архитектура, художественная фотография, кинематография) и иные виды. 

Для регулирования отношений в сфере культуры применяется глобальный этический регулятор социума, создаваемый в виде социальных сетей нового поколения (социально-оценочные, дискурсивно-оценочные сети), в которых люди добровольно по своей инициативе и выбору оценивают и обсуждают культурную жизнь, деятелей, организаторов, распределяющих бюджеты, выделяемые государством и частными лицами по направлениям сферы культуры. 

Практическая патопсихология как раздел клинической психологии и психопатология как раздел  психиатрии могут стать  инструментом социального фильтра, благодаря которому в сферу распределения бюджетов на культуру не попадут лица, с диагностированным антисоциальным расстройством личности (социопатия, психопатия), лишенные совести и сопереживания, склонные осуществлять вредоносное поведение ради личной выгоды. Для этого при принятии или обосновании финансовых и иных социально значимых решений в сфере культуры, могут быть приглашены представители независимых медицинских психологических сообществ, профессиональные психиатры, способные к осуществлению соответствующей диагностики. В случаях выявления антисоциальных расстройств возможен недопуск к принятию финансовых и управленческих решений, ротации, перевод на должности, где будет минимизирован вред, обусловленный наличием расстройства.

Ключевые слова: культурология, культура, экокультура, экокультурология, социопатия.

24 мая - День славянской письменности и культуры

 

«Важнейшей задачей сегодня является возрождение исторических традиций, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Н.П.Патрушев).

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх