Комиссия по связям со СМИ, государственными, политическими, общественными и религиозными организациями

Проект: «Санкт-Петербург – исторический межконфессиональный центр»

Координатор проекта: Президиум Консорциума развития единого культурного пространства СНГ (ЕКП СНГ)
Исполнитель:

Научно – Методический центр Совета экспертов по культурному и духовному наследию СНГ

Цели проекта:
- Основание для реализации межконфессионального диалога.
- Реализация государственной политики по взаимоуважению и терпимости в многонациональном обществе.
- Устранение предпосылок межнациональных конфликтов в мегаполисах и крупных населенных пунктах через межконфессиональную просветительскую деятельность.
- Популяризация Санкт-Петербурга как межконфессионального и межнационального центра.
- Организация просветительских брошюр и маршрутов.

Тезисы к проекту:
«Осуществление межнационального диалога возможно через осознание и приобщение к общим историческим и культурным ценностям, которыми являются объекты культурного наследия религиозного назначения».
«Памятники истории религиозного назначения – Общее Культурное Наследие общества независимо от конфессиональной и национальной принадлежности».
«Объекты культурного наследия религиозного назначения – просветительские доминанты для нравственного воспитания населения».
Популяризация объектов культурного наследия религиозного назначения - просветительская миссия в рамках государственной политики РФ по взаимоуважению в многонациональной обществе.

Историческое обоснование:
Исторически территория в дельте Невы задолго до Петра I была взаимно освоена ингерманландцами и русскоязычными поселенцами. Санкт-Петербург же с первых дней своего основания стал формироваться как многонациональная столица. Город постоянно пополнялся населением многообразных культур и религий, традиционных как для Российской империи, так и для Европы.
Уникальность Петербурга состояла в том, что он приобретал свои особенности, которые и сейчас выделяют его из числа других городов России. Изначально сюда приезжали на работу и на постоянное жительство люди из разных земель. Кроме местного финноугорского и русского населения, здесь проживали строители новой столицы: из смоленских, псковских, рязанских и прочих земель (об этом говорят и названия улиц), тут же поселялись немцы, итальянцы, французы. В быстро развивающемся городе проживали люди не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий. Эта была искусственно создаваемая столица. Таким образом, в строительстве города, возникшего по воле царя-реформатора Петра I, участвовали мигранты из разных губерний России и иностранные специалисты. Несмотря на большое количество приезжих иностранцев, в Петербурге к ним относились терпимо. Кроме православных храмов, строились церкви и других традиционных конфессий.
В Российской империи существовало правовое регулирование для нерусских народов в соответствии с "Уставом об инородцах", разработанным в 1822 г., которое впоследствии дополнялось и другими законодательными актами в области национальных отношений. В Империи проводилась политика веротерпимости, в национальных кварталах (слободах) создавались религиозные общины и начальные школы с преподаванием на родном языке. Из иностранцев даже формировались национальные воинские подразделения.
Многонациональное население Петербурга явилось благоприятным условием для создания национальных обществ. Отношение властей к национальным обществам в столице было более терпимым, чем в провинции, их деятельность постоянно находились под административным контролем, что позволяло официально развивать различные виды общественных инициатив. Прогрессивные деятели Петербурга, представители местной интеллигенции стремились создавать общественные национальные объединения с целью сохранения и развития родного языка и культуры, организации общения и досуга, издания литературы на национальных языках, укрепления земляческих связей для консолидации этнических групп ради выживания в новой для них среде и оказания различных видов помощи. Также в Петербурге в большом количестве существовали аналогичные русские общества. Некоторые из таких обществ (общин) находились под патронажем членов императорской семьи.
Царское правительство всегда держало под административным и идеологическим контролем деятельность национально-культурных объединений, поскольку понимало важность просвещения, сохранения и развитие культурных связей, важность просветительской функции религиозных общин. Активная деятельность национальных и религиозных общин формировало многонациональную культуру Петербурга. Межнациональные отношения, терпимость и добрососедство между представителями разных национальностей и конфессий, служили примером для других городов России.
Одним из первых национальных объединений в Санкт-Петербурге считается "Шустер-клуб", который был создан в 1772 году с целью организации досуга немцев. Наибольшее же число обществ возникало тогда, когда власть проводила либеральную политику и более лояльно относилась к общественным объединениям, хотя и постоянно стремилась держать их под контролем. Усиление политической активности населения всегда сопровождалось ростом этнокультурных обществ. Например, революция 1905-1907 годов ускорила принятие первого в России Закона об общественных организациях ("Временные правила об обществах и союзах" от 4 марта 1906 г.). Этот закон действовал вплоть до Февральской революции. Всего к 1917 году в Петрограде насчитывалось около 150 национальных объединений.
Новый этап существования общественных и религиозных национальных объединений начался после Октябрьской Революции. Согласно принятому 23 января 1918 года Декрету Совета народных комиссаров РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" началось изменение традиционных нравственных устоев в обществе. Советское правительство провозгласило главенство классовых интересов над национальными и религиозными, такие общества, деятельность которых не соответствовала коммунистической идеологии и не отвечала пролетарскому классовому принципу, признавались буржуазными и националистическими, закрывались.
Начиная с 1918 по 1920 гг. в Петрограде под эгидой РКП(б) создавались уже рабочие и коммунистические общества, представлявшие собой только политизированные организации, которые функционировали при поддержке, в т.ч. и финансовой, государственных органов власти. Среди них были татарские, финские, белорусские, украинские, польские, грузинские, армянские, литовские, эстонские и др. общества. Самыми многочисленными обществами были еврейские.

От органов власти города для курирования таких организаций была сформирована новая структура, которая занималась культурно-просветительными вопросами национальных меньшинств - Петроградский комиссариат по делам национальностей Союза Коммун Северной области (КОМНАЦ), созданный в феврале 1918 г. во главе с эстонским
коммунистом Я.Я. Анвельтом.

После принятия в 1918 году Декрета об обязательной регистрации обществ в органах государственной власти и в 1922 году (Постановления "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли и порядка надзора за ними" (Основные положения Постановления были учтены и в новых редакциях законов 1924, 1928 гг.) начался активный процесс, включающий всю сферу частной и общественной жизни в государственно - политический механизм. Активная деятельность общественных организаций в таких условиях была неугодна советской власти. Был взят курс на их постепенную ликвидацию. В качестве причин для закрытия обществ в большинстве случаев выступали организационные, правовые и идеологические мотивы.
В постановлении ХIII съезда РКП(б) "Об очередных задачах партийного строительства" был провозглашена идея о превращении всех добровольных обществ в звенья политической системы диктатуры пролетариата, что также спровоцировало ликвидацию самодеятельных культурно-просветительных обществ, которые не занимались государственно - политической и пропагандистской работой.
Наиболее активно процесс ликвидации общественных организаций происходил уже в 30-е годы. К началу 1938г. в Ленинграде они были закрыты уже все.
Однако, несмотря на репрессии со стороны государства, как церковных общин, так и национальных общественных организаций, общественные объединения сыграли важную роль в сохранении, развитии и изучении культуры этнических обществ Петрограда-Ленинграда, поскольку располагали уникальным кадровым потенциалом ее руководителей и активистов - представителей национальной интеллигенции города. Общества создавали архивы, библиотеки, издавали газеты, литературу, проводили массовые мероприятия, организовывали кружки. За время их работы был накоплен значительный опыт работы по взаимодействию с органами власти, государственными учреждениями культуры и образования.
Возрождение общественного движения в Ленинграде началось в условиях начавшегося процесса демократизации общественно-политической ситуации в стране в конце 80-х годов. Правовой основой возникновения новых общественных объединений стало "Положение о любительском объединении, клубе по интересам" (1986г.).
Одними из первых общественных объединений можно назвать татарский культурный центр и украинское культурно-просветительное общество им. Т.Г.Шевченко. В 1989 году был создан Дом дружбы народов, на базе которого впоследствии объединились большинство общественных организаций города. В середине 90-х годов был принят ряд законов, обеспечивших деятельность общественных организаций: "Об общественных объединениях" (1995г.), "О некоммерческих организациях" (1996 г.), "О национально-культурной автономии" (1996 г.) и др.

Национально-культурные общественные организации сейчас играют важную роль в общественной и культурной жизни города. Мероприятия национальных диаспор находят поддержку в Законодательном собрании и Правительстве города. При их активном участии в Законодательном собрании Петербурга был подготовлен и принят Закон о межнациональных отношениях (2004 г.). Общества тесно контактируют в первую очередь с Комитетом по внешним связям Администрации Петербурга (Отдел по связям с общественными объединениями и соотечественниками за рубежом), комитетами по культуре, образованию и молодежной политике, правоохранительными органами, миграционной службой.

Губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко был создан Консультативный Совет по делам национальных объединений, в который помимо представителей всех ветвей законодательной и исполнительной власти входят руководители национально-культурных автономий и межнациональных организаций, За 300 лет совместного проживания в городе представителей разных национальностей и конфессий сложились традиции взаимоуважения и дружеского общения между народами, отношения мира и согласия. Петербург всегда славился своими интернациональными традициями и являлся убедительным примером мировоззренческого плюрализма, терпимости, активной гражданской позиции горожан в противодействии экстремистским и террористическим формам разрешения любых конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях, поскольку это противоречит принципам гуманизма. В поддержании имиджа культурной столицы России и воспитании толерантного мировоззрения граждан, важную роль призвана сыграть программа "Толерантность", разработанная и утвержденная 11.07.2006 г. Правительством города во главе с Губернатором В.И.Матвиенко.

Межэтническая форма укрепления терпимости и гуманизма, проходившая в рамках первого этапа программы "Толерантность", должна быть продолжена с наибольшим участием религиозных организаций всех традиционных конфессий.
Приходы объектов религиозного назначения Санкт-Петербурга (особенно исторических) – это активная часть религиозных организаций на территориях муниципальных образований, местная форма религиозных обществ. Исторические объекты культурного наследия религиозного назначения (доминанты), приходы этих объектов, способны стать теми ключевыми центрами в общей системе толерантного воспитания граждан в межнациональных отношениях, примерами терпимости и добрососедства между представителями разных национальностей и конфессий, которые смогут помочь развитию системы государственно-общественных отношений, а также послужить примером и для других городов Российской Федерации.


Литература

Романова Н.М. Национально-культурные и религиозные организации Санкт-Петербурга. СПб, 2004, 144с.
Романова Н.М, ,Михайленко В.В. Национальные общества Санкт-Петербурга. ХVIII-XXвв. СПб, 2004, 218 с.
Смирнова Т.М. Национальность - питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. СПб, 2002, 582 с.
Национальная политика России на рубеже ХХ-ХХI веков. Сборник нормативно-правовых актов. СПб, 2005, 306 с.



Комиссия по связям со СМИ, государственными, политическими, общественными и религиозными организациями

Проект: «Санкт-Петербург – исторический межконфессиональный центр»

Координатор проекта: Президиум Консорциума развития единого культурного пространства СНГ (ЕКП СНГ)
Исполнитель:

Научно – Методический центр Совета экспертов по культурному и духовному наследию СНГ

Цели проекта:
- Основание для реализации межконфессионального диалога.
- Реализация государственной политики по взаимоуважению и терпимости в многонациональном обществе.
- Устранение предпосылок межнациональных конфликтов в мегаполисах и крупных населенных пунктах через межконфессиональную просветительскую деятельность.
- Популяризация Санкт-Петербурга как межконфессионального и межнационального центра.
- Организация просветительских брошюр и маршрутов.

 

РЕШЕНИЯ
Президиума Консорциума ЕКП СНГ

ПРОТОКОЛ №10/2 от 13.01.2011 г.
дистанционного заседания
Президиума (Совета) Консорциума

Члены Президиума Совета Консорциума ЕКП СНГ:
Комиссия по отчетности Исполкому СНГ – 2чел.
Комиссия по связям со СМИ, государственными, политическими, общественными и религиозными организациями – 4 чел.
Комиссия «Археологическое Наследие» - 3 чел.
Комиссия «Историко-архитектурное и культурное Наследие» - 3 чел.
Комиссия «Наследие науки, техники и прогресса»* - 2 чел.
Комиссия «Научно-технологическое обеспечение работ по сохранению ОКН»* - 3 чел.
Комиссия «Предметы декоративно-прикладного искусства (ДПИ)*, прикладному искусству, народным и художественным промыслам» - 3 чел.
Комиссия «Ценообразование и расчетная оценка ОКН и ДПИ» - 3 чел.

ИТОГО членов Президиума: 23 чел.

Приглашенные (с правом совещательного голоса):
инициативные члены Совета, доверенные по формированию рабочих групп: «Производственная группа по сохранению ОКН» - 2 чел.
"Товарищество пользователей (собственников) ОКН" - 1 чел.
"Квалификационно-аттестационная группа по сертификации специалистов (экспертов СНГ) в области сохранения ОКН" – 2 чел.
"По проблемам СРО в реставрации" - 2 чел.
"По межконфессиональному и межнациональному диалогу" – 3 чел.
«Группа содействия правам религиозных организаций по решению имущественных вопросов» - 4 чел.
"Инженерная диагностика ОКН"- 1 чел.
ИТОГО приглашенных: 15 чел.

Всего участников дистанционного заседания Президиума: 38 чел.

РЕШЕНИЯ:

1.О режиме работы Консорциума ЕКП СНГ, Президиума Консорциума (Совета экспертов по культурному и духовному наследию СНГ). Перспективы развития Консорциума ЕКП СНГ.

Ввиду объявления Председателем Правительства РФ Путиным В.В. в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г. на заседании Совета глав правительств СНГ в расширенном составе, о том что следующий год (2011г.) - «Год историко-культурного наследия» СНГ», с последующим ежегодным выбором культурной столицы Содружества, то действующий на протяжении 2-х лет Совет экспертов по культурному и духовному наследию СНГ, необходимо структурно реорганизовывать. Для этого необходимо инициировать создание аналогичных Советов в странах Содружества.

Решение по п.1: Консорциум развития Единого культурного пространства СНГ - корпоративный субъект профессиональных научно - практических организаций в сфере сохранения материальной культуры СНГ, готов оказать координирующую и консультативную помощь общественным инициативам по созданию профильных общественных Советов за пределами РФ и всем субъектам научной деятельности по сохранению Общего культурного Наследия для граждан Содружества, направленных на интеграцию в пространство СНГ. Консорциум РКП СНГ также учитывает приоритет и потенциал Санкт-Петербурга - регионального субъекта Российской Федерации, считающегося культурной столицей России, как предпосылку на звание первой (переходящей) культурной столицы СНГ.

2.Об отчете по деятельности Совета за 2 года:
Отмечая положительные результаты деятельности комиссий Совета:
- о наполнении проекта Плана мероприятий: представление Проекта на Конгрессе СНГ в СПб;
- о комиссии по археологическому наследию: подготовка материалов к проекту поправок к ФЗ- 73, работа в составе рабочей группы Комитета по культуре ГД РФ; самоаттестация и т.д.
- группа по имуществу ЕЛЦ: опыт работы по закреплению прав религиозных организаций на ОКН религиозного назначения;
- о группе содействия приходу Казанский собор: подготовка к юбилеям храма.
- от комиссии по ценообразованию – ФИНЭК / оценка / стандарты расчетной оценки СПб,
- от комиссии по историко-архитектурное и культурное Наследие: ИКОМОС (Десятинная церковь), научное руководство, квалификация и т.д.,
Решение по п.2: Президиум Консорциума ЕКП СНГ развивает свою деятельность путем создания новых комиссий и рабочих групп в соответствии и по мере наполнения Плана мероприятий.

3.Об утверждении доверенных от Президиума Консорциума по связям:
Решение по п. 3: Утвердить доверенных лиц, согласно списку от комиссии по связям:
- с органами государственными власти СНГ;
- с аппаратом Президента РФ;
- с исполнительной властью Прав. РФ;
- с международными организациями;
- с региональными органами государственными власти РФ.

4.О формировании новых рабочих комиссий (групп):
Зарегистрировать настоящим Решением:
- совместную рабочую группу из специалистов Украины и России по вопросу решения судьбы важнейшего объекта культурного и духовного наследия всех восточнославянских народов – археологизированных реликтов Десятинной церкви в Киеве (первого каменного храма на Руси) и всей территории Старокиевской горы, как важнейшего археологического свидетельства становления государственности и христианства на Руси.
- Комиссию содействия правам религиозных организаций по решению имущественных вопросов.

Председатель Президиума ЕКП СНГ

Р.И. Юнацкевич

Главный  Секретарь Совета экспертов

И.Ф. Мамонтов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ (Киев2002) Градостроительство. ДБН 360-92** 
"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" 

Раздел 11.
ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

11.1. В планировке и застройке городских и сельских поселений следует соблюдать требования законодательства Украины об охране и использовании памятников истории и культуры, соответствующих инструкций и методических указаний.
11.2. Учету и сохранению в планировке и застройке подлежат: здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, ценные в художественном отношении ландшафты, произведения монументального искусства, археологические объекты, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, отнесенные к категории памятников истории и культуры общегосударственного и местного значения, а также памятники, вновь выявленные в процессе исследований.
11.3. Подлежат охране следующие виды недвижимых памятников истории и культуры (таблица 11.1).

Таблица 11.1

Истории: Здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы, искусства, места их захоронений и массовых репрессий

Археологии: Городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов

Градостроительства и архитектуры: Архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, военной, промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства

Монументального искусства: Художественные скульптурные монументы, надгробия, малые архитектурные формы и иные отдельно стоящие произведения монументального и декоративного прикладного искусства


11.4. Наряду со зданиями и сооружениями - памятниками истории и культуры - при проектиро¬вании необходимо сохранять ценную историческую планировку и застройку поселений, ценный природный ландшафт и памятники природы, видовые точки и зоны, откуда раскрываются виды на памятники и их комплексы.

Примечание. Снос, перемещение, искажение или другие изменения состояния памятников истории и культуры производятся в исключительных случаях по разрешению Кабинета Ми¬нистров Украины после предварительного согласования с государственными органа¬ми и общественными организациями по охране памятников истории и культуры.

11.5. Исходя из условий сохранения физического состояния недвижимых объектов расстояния от памятников истории и культуры до транспортных и инженерных коммуникаций следует предусмат¬ривать, м, не менее:
а) до проезжих частей магистралей скоростного и непрерывного движения, линий метрополитена мелкого заложения:
1) в условиях сложного рельефа 100
2) на плоском рельефе 50
б) до сетей водопровода, канализации
и теплоснабжения (кроме разводящих) 15
в) до других подземных инженерных сетей 5

Примечание. В условиях реконструкции указанные расстояния до инженерных сетей допускается сокращать, но принимать не менее: до водонесущих сетей -5м, неводонесущих -2м. При этом необходимо обеспечивать проведение специальных технических мероприя¬тий при производстве строительных работ.

11.6. Необходимо предусматривать преемственность в архитектурно-градостроительном раз¬витии поселений, учитывать особенности исторической среды (комплекс сложившейся планиров¬ки и соответствующей ей застройки), характеризующейся специфическими для конкретного поселения и этапов его развития соотношениями объемов архитектурных сооружений и откры¬тых пространств, условиями зрительного восприятия памятников и их комплексов, связями с природным ландшафтом.
11.7. Проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских поселений с ценным историко-культурным наследием могут выполняться только после соответствующих предпроектных исследований, на основе которых составляются историко-архитектурные опорные планы и проекты зон охраны памятников истории и культуры этих поселений. Эти документы в качестве обязательных входят в состав генеральных планов.

Примечание. Для поселений с единичными объектами наследия и нарушенной исторической средой допускается фиксация памятника на опорном плане застройки с разработкой зон охраны памятника.

11.8. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо учитывать зоны охраны памятников истории и культуры:
а) охранные зоны, включающие территории памятников (земельные участки памятников в их исторических и естественных границах) с дополнением участков прилегающих территорий, в пределах которых обеспечивается физическая сохранность памятников и их ближайшего исторического окружения (среды), а также оптимальные условия зрительного восприятия памятников (в пределах 350-500 м). В местах концентрации памятников различных видов, объединенных общностью планировки, исторической среды, ландшафта устанавливаются групповые (комплексные) охранные зоны;
б) зоны регулирования застройки, прилегающие к охранным зонам, способствующие сохране¬нию градостроительной роли памятников в архитектурно-пространственной организации поселения;
в) зоны охраняемого ландшафта, включающие свободные от застройки территории, поймы, склоны, холмы, водоемы, растительность, в пределах которых обеспечивается сохранность исторического характера ландшафта поселения и его связей с окружающей природой;
г) участки исторического культурного слоя, охватывающие территории древних поселений (до XVIII в. включительно), подлежащие археологическим исследованиям.

Примечание. Вокруг раскрытых памятников археологии, подлежащих музеефикации, устанавлива¬ются охранные зоны, аналогичные охранным зонам недвижимых памятников других видов.
В старинных поселениях на участках застройки и ландшафта, объединенных общей планировоч¬ной и архитектурно-пространственной композицией, значительно насыщенных памятниками раз¬личных видов и имеющими хорошую сохранность исторической среды, устанавливаются заповед¬ные зоны (территории).
В местах, связанными с историческими событиями, с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, создаются заповедные историко-мемориальные зоны.

11.9. Необходимо строго придерживаться режимов зон охраны, конкретизированных примени¬тельно к специфике населенного пункта. В целом на заповедные территории и охранные зоны распространяется принцип регенерации среды, на зоны регулирования застройки - режим реконст¬рукции с ограниченным, частичным и активным преобразованием среды (таблица 11.2).

Таблица 11.2


Заповедники, заповедные территории: Исторические градостроительные комп-лексы, архитектурные ансамбли и доми-нанты, памятники истории и культуры, элементы исторической среды Регенерация

Комплексные групповые охранные зоны: Архитектурные доминанты, памятники истории и культуры в целостной городской среде Регенерация

Охранные зоны отдельных памятников: В целостной исторической среде. В нарушенной исторической среде Регенерация Ограниченное преобразование

Зоны строгого регулирования застройки: Отдельные памятники истории и культуры в частично нарушенной исторической среде, включающей объекты ценной исторической застройки Реконструкция с ограниченным преобразованием среды

Зоны регулирования застройки: Единичные памятники истории и культуры в нарушенной исторической среде Реконструкция с частичным или активным преобразованием среды


11.10. Для заповедников, заповедных территорий и комплексных охранных зон следует предус¬матривать сохранение исторической планировки и застройки, исторической среды и ландшафта, вывод промышленных предприятий, мастерских, складов и других дисгармонирующих сооружений, наносящих физический и эстетический ущерб памятникам и их среде. Не допускать прокладку коммуникаций для транзитного транспорта, подземных инженерных сетей общегородского значе¬ния, устройство воздушных линий электропередачи, установку торговых киосков, рекламных щитов и других сооружений, нарушающих восприятие памятников и окружающую их историческую среду. Следует предусматривать только восстановительно-реставрационные, консервационные и ремонт¬ные мероприятия, работы по использованию памятников и окружающей их исторической застройки, благоустройство территории.
Новое строительство может осуществляться в рамках задач по восполнению характера исторически сложившейся среды, в тесной планировочной, масштабной и архитектурной увязке с окружением.

Примечание. В заповедниках и заповедных территориях воссоздание утраченных элементов застройки следует, как правило, осуществлять на основе архивных документов.

11.11. Следует предусматривать включение заповедных территорий и групповых (комплексных) охранных зон, охватывающих историческое ядро поселений (ансамбли и комплексы) в систему общегородских, поселковых и сельских общественных центров, пешеходных связей, туристических маршрутов.
11.12. Зоны регулирования застройки должны иметь различный режим реконструкции, зависящий от историко-архитектурной ценности среды занимаемой ими территории, расположения в структуре поселения. В их границах необходимо предусматривать сохранение исторической планировки (или ее элементов), ценной застройки и ландшафта, условий видимости памятников, снос дисгармонирующих сооружений. Новое строительство регламентируется по функциональному назначению, по высоте и протяженности зданий, по композиционным приемам, материалам, цвету и стилевым характеристикам; регулируется также благоустройство, озеленение и другие составляющие среды.
11.13. В зонах охраняемого ландшафта следует предусматривать сохранение и регулирование растительности, меры по укреплению береговых территорий, склонов оврагов, устранение зданий и сооружений, искажающих исторический ландшафт. Проектирование новых жилых районов, про¬мышленных и других объектов в их пределах исключается.

Примечание. Возможна хозяйственная деятельность, не искажающая ландшафта, не требующая возведения построек (полевые, огородные работы, сенокос, выпас скота и т.п.), ис¬пользование зоны для отдыха населения с минимальным благоустройством (устрой¬ством пешеходных путей и площадок, осветительной арматуры, мест отдыха и т.п.).

11.14. На территориях с историческим культурным слоем следует учитывать необходимость проведения археологических исследований. В случае обнаружения в процессе исследований уникаль¬ных археологических памятников (фундаментов древних храмов, древних погребальных сооруже¬ний, пещер, жилых комплексов и оборонительных систем и т.п.) необходимо предусмотреть их музеефикацию.

 

Публикации по результатам исследований памятников Старокиевской горы (Десятинная церковь и Западный дворец) в 2005-2010 гг.

1.Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. Десятинная церковь: новые исследования (предварительное сообщение) // Боспорские чтения, вып. VII. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь, 2006, с. 160-165.
2.Iвакін Г., Іоаннісян О., Йолшин Д., Лукомський Ю. Нові дослидження Десятинної церкви та Чернігівський Спас (розкопки 2005-2006 рр.) // Чернігів у середньовічній та ранньомодерній історії Центрально-Східної Європи. Чернігів, 2007, с. 166-180.
3.Iвакiн Г.Ю., Іоаннісян О.М. Перші підсумки вивчення Десятинної церкви у 2005-2007 рр. // ДьнЪслово. Збірка праць на пошану дійсного члена Національної академії наук України Петра Петровича Толочка з нагоди його 70-річчя. Київ, 2008, с. 191-213.
4.Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви (2005-2007 гг.) // Труды II (XVIII) всероссийского археологического съезда в Суздале, т. I. М., 2008, c. 12-19.
5.Ивакин Г., Иоаннисян О. Богородица Десятинная: Первый каменный храм Руси в свете новых фактов // «Родина», 2008, № 8, с. 39-42.
6.Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. Десятинная церковь в Киеве: «старый взгляд» в новом освещении (предварительные результаты исследований 2005-2007 гг.) // Archeologia abrahamica: Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама. М., 2009, с. 179-202.
7.Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М., Елшин Д.Д., Зыков П.Л. Десятинная церковь в свете работ 2007-2008 гг. // Боспорские чтения, вып. X. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь, 2009, с. 187-194.
8.Иоаннисян О.М., Елшин Д.Д., Зыков П.Л., Ивакин Г.Ю., Козюба В.К., Комар А.В., Лукомский Ю.В. Десятинная церковь в Киеве (предварительные итоги исследований 2005-2007 гг.) // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света // Труды Государственного Эрмитажа, т. XLIX. Спб., 2009, с. 330-366.
9.Ивакин Г., Йоаннисян О. Строителите на Десятъчната църква в Киев. Балканската следа (по данни от разкопките през 2005-2009) // Отражения на вярата: Християнска архитектура и изкуства IV-XV в. Варна-Бяла. 2010, с. 37-40.
10.Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М., Ёлшин Д.Д. Архитектурно-археологические исследования Десятинной церкви в Киеве в 2008-2009 годах // Архитектура Византии и Древней Руси IX-XII веков // Труды Государственного Эрмитажа, т. LIII. Спб., 2010, с. 377-390.
11.Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М., Ёлшин Д.Д. Архитектурно-археологические исследования Десятинной церкви в 2009 г. // Боспорские чтения, вып. XI. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Ремесла и промыслы. Керчь, 2010, с. 169-177.
12.Иоаннисян О.М., Ивакин Г.Ю. О происхождении мастеров Десятинной церкви: Константинополь или Балканы // Труды Государственного Эрмитажа, т. LI. Спб., изд. Государственного Эрмитажа, 2010, с. 492-518.
13.Козловский А.А., Иевлев М.М. Исследования «Западного дворца» на Старокиевской горе в Киеве в 2008-2009 годах // Архитектура Византии и Древней Руси IX-XII веков // Труды Государственного Эрмитажа, т. LIII. Спб., 2010, с. 412-419.

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх