Коржев Г.М. Влюбленные, 1959.

 

Спасает ли мир красота?

О формировании нравственного мировоззрения через искусство

 

Алексеев С.В.,  Бойчевска В.В.

Институт культурных ценностей и ресурсов, 2023

 

«Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

 (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы», Кн. З, гл. III)

Лаборатория художественной культуры и нравственного воспитания

Отделение исследования культурного наследия

Заикина Маргарита Петровна

 

Свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого  

Происхождение, источники, нравственное значение

 

Свод законов «Русская правда» представляет исторический и исследовательский интерес как один из первых письменных правовых источников, направленный на ограничение летальности при решении конфликтов между соплеменниками. В этом  памятнике возможно разглядеть исторические попытки встать на путь права, «правды», справедливости и врожденной нравственности.

В 1015 году после смерти князя Владимира Киевского возникла борьба за власть между его сыновьями. В ходе этой борьбы погибли двое братьев – Борис и Глеб, которые впоследствии были причислены церковью к лику первых святых князей. Другой брат – Святополк, которого признали их губителем – был прозван «Окаянным».  Князь Ярослав, еще один брат, победивший в междоусобице, в истории остался с прозванием «Мудрый». Он стал правителем Киевской Руси и правил с 1019 по 1054 годы. Придя к власти, Ярослав сразу же распространяет, вводит в действие один из первых письменных сборников, устанавливающих правила поведения народа, новую редакцию созданного им еще в Новгороде свода законов – «Русская правда».

Intergenerational knowledge transfer

 

The process of intergenerational knowledge transfer comes from knowledge generation and mobilization transforming into local social learning driven by older and younger generations. Studying this seems topical because the connection between knowledge transfer and social participation is rarely examined, even in the field of community-based participatory research. This study of knowledge seems also essential through the lenses of constructivism as it is value-driven and generated through people’s on-going interaction (Berkes, 2009).

The analysis of the relationship between generations involves a comprehensive approach, considering philosophical, legal, psychological, cultural and sociological aspects. At the stages of life, people perform various socio-cultural social roles: child - childhood; student - teenager; father – , employee, mature age; grandfather - mentor, elderly person.

От мусорной свалки к нравственному сознанию

 

Бойчевска В.В., Ложкина А.С., Носова М.Ю.

Лаборатория искусства и культуры коммуникации ИКЦР

Лаборатория культуры хозяйственной деятельности ИКЦР

 

Отношение человека к отходам жизнедеятельности, то есть к мусору – это аспект антропологический во всех традиционных культурах. Самый древний мусор – темпоральный. Пищевые отходы, скорлупки, кожура, ветошь одежды, то есть то, что функционально завершило свое существование. Вторая категория – технологический мусор, возникший в результате обработки, трудового процесса. До тех пор, пока мусор по составу представлял собой естественные отходы, то есть был экологичен, он не представлял существенной проблемы для человечества. 

Присказка

 

Многие ретивые начальники, как оказалось, страдают душевным заболеванием - социопатией.

Социопаты - это люди, у которых устрачены чувства совести, нравственности и сопереживания другим людям. У них нет внутреннего этического ограничителя поведения. Творят они, что хотят, и беды людям несут. Поэтому и говорят - социопаты во всём виноваты.

 

Сказка о ретивом начальнике

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесёт. Науки упразднит — польза, население напугает — ещё больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь, потому, что люди своим делом заняты, а социопаты — субъекты досужие и ко вреду способные.

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх