Печать

С.В. Алексеев, В.В. Бойчевска

 

КТО ТЫ, ЧЕЛОВЕК?

 

Бородатые сыночки на самокатах, дочки «глубоко за тридцать», на иждивении банковских карточек родителей – картина очевидного, и уже привычного инфантилизма.  Сейчас не принято «забирать долю наследства» и проматывать ее сразу. Обеспеченные родители содержат великовозрастных паразитов, воспринимая эту участь как свою обязанность, ответственность на постоянной основе. 

Заблудшее дитя современности зависает в сети, живет холостяком, находится в вечном поиске себя, своих ценностей и мировоззрений, легко придумывая поводы, чтобы не трудиться здесь и сейчас. Для него все - «завтра».

Предел мечтаний – зарабатывать в сети, на удаленном режиме, не напрягаясь. Люди с трудовым взглядом на жизнь – отстой и «совок».

Но однажды… неисчерпаемый источник родительской банковской карточки может иссохнуть. Так бывает по разным причинам. Внезапно и страшно. Для обеих сторон.

 

Сможет ли совершеннолетнее дитя мгновенно воспрянуть в этической трезвости? 

Стряхнуть с себя капризы и сон бездействия? Сориентироваться без тренировки и стать опорой для родителей? 

Эти вопросы актуальны, прежде всего, для раздумья самих родителей – балующих давно повзрослевших детей. 

Взгляните, не обращаясь к библейскому сюжету, но  с индивидуальной позиции рефлексивного  ракурса на великую картину Рембрандта Хармеса ван Рейна «Блудный сын», и обратите на самих себя сегодняшних ее глубины и отблески. 

Иллюстрация: «Возвращение блудного сына»

 

Рембрандт Хармес ван Рейн  (1606–1669).

Он родился в обеспеченной семье, получил достойное образование, и к концу жизни должен был стать состоятельным и уважаемым человеком, но умер в нищете…

Он познал высокую степень признания, имел множество богатых заказчиков и мог бы быть признанным современниками мастером, но умер непонятым…

Он мечтал иметь дом, наполненный детскими голосами, дом, в котором живет любимая женщина, но был лишен и этого…

Судьба во многом типичная… Но нетипичен сам художник. Он – одна из вершин мирового изобразительного искусства. Мастер света, мастер золотистого колорита, мастер психологического портрета – Рембрандт с берегов Рейна.

Иллюстрация: «Автопортрет»

 

15 июля 1606 года в многочисленной семье зажиточного лейденского мельника Хармена ван Рейна родился мальчик, которому в крещении дали имя Рембрандт. И мать, и отец были единодушны во мнении, что их восьмой ребенок должен занять достойное место в голландском бюргерском обществе. Поэтому и решено было отдать его учиться в престижную Латинскую школу, а по окончании ее – в университет. 

Голландское общество XVII столетия по уровню грамотности всех слоев населения, по стремлению к наукам и искусству, да и по организации общественного строя намного превосходило все европейские страны. По свидетельству современников каждая деревня имела народную школу, а в любом  городском семействе дети знали иностранные языки.

20 мая 1620 года Рембрандт поступает в университет своего родного города Лейдена. Он усердно изучает право и теологию, но вскоре осознает, что настоящее его призвание – живопись и рисунок. Рембрандт настолько серьезно погружается в изучение этих предметов, что в 1622 году родители забирают его из университета и определяют в ученики к местному художнику Якобу ван Сваненбюрху.

После почти трехлетней подготовки у Сваненбюрха восемнадцатилетний Рембрандт проходит серьезную школу в студии Питера Ластмана в Амстердаме. Всего полгода потребовалось молодому художнику, чтобы понять, что он может работать самостоятельно, без руководства именитого мастера.

Рембрандт возвращается в Лейден, где открывает собственную художественную мастерскую. Заказчиками и покровителями его становятся Петрус Скривериус и Гаспар Барлеус – представители интеллектуальной элиты города. Именно в этот период Рембрандт находит собственный живописный стиль, в котором наряду с теплым коричневатым колоритом появляются необычные, волнующие всполохи света. 

Картины лейденского периода «Бегство в Египет» (1627), «Самсон и Далила» (1628), «Христос в Эммаусе» и «Симеон во храме» (1631) отличаются реалистической передачей человеческих эмоций, тонкостью и непринужденность живописного мастерства.

Помимо живописи молодой художник активно работает в технике офорта. Его виртуозные, быстрые наброски иглой уже тогда поражали и коллег по художественному цеху и ценителей искусства. Одной из лучших работ этого времени искусствоведы единодушно считают «Портрет матери под черной вуалью».

Ученик становится мастером. А мастеру становится тесно в небольшом городе близ Рейна: он серьезно думает о переезде в Амстердам, в богатый портовый город, в шумный и пестрый мир, где тесно переплелись коммерция, наука и искусство.

В 1931 году в бедные кварталы Амстердама стал наведываться молодой, хорошо одетый человек. Он пристально вглядывался в согнутые фигуры стариков и старух, будто пытаясь постичь некую тайну, которая скрывалась в их изможденных лицах. Поначалу его встретили неприветливо, но затем этот жизнерадостный, коренастый, с широким мясистым носом художник стал для них своим – сыном мельника с Рейна. Они охотно позировали ему, а Рембрандт учился. Учился у натуры.

Но и в центральных районах города перед ним распахнулись двери самых богатых домов. Образованный, прекрасно разбирающийся в итальянском искусстве, Рембрандт буквально очаровывал будущих состоятельных заказчиков.

1630-е годы стали для молодого мастера годами творческого подъема, годами удачи, годами личного счастья.

В 1632 году он пишет картину «Урок анатомии доктора Тульпа». Это полотно знаменует собой новый этап в развитии жанра группового портрета. До Рембрандта групповой портрет – это ряд самостоятельных образов, объединенных общей средой.  В «Уроке анатомии» появляется сюжет и центральный персонаж. Главный герой – известный анатом Тульп, занятый препарированием лежащего на переднем плане тела, а вокруг – внимающие словам ученого и наблюдающие за его действиями ученики. Картину Рембрандта нельзя отнести к жанровой живописи – мастер умело сохранил рамки именно группового портрета. Эта работа принесла двадцатишестилетнему художнику невиданный успех, и отныне он становится одним из ведущих и «модных» художников Амстердама.

Излюбленным жанром этого периода для Рембрандта остается портрет. Все работы этого времени отличает внимание к внутреннему миру человека и тонкий психологизм. Правда манера письма немного меняется: живопись становится более гладкой и прихотливой. Несомненно, эстетика стиля барокко, господствовавшая в художественной среде XVII века, коснулась и творчества Рембрандта.

Вскоре мастерская Рембрандта становиться центром художественной жизни Амстердама. Он набирает учеников и достаточно умело предается педагогической деятельности. Нет недостатка и в заказах: многие именитые горожане считают престижным для себя портретироваться именно у Рембрандта. Его гравюры пользуются большим спросом и  продаются даже за границей.

В 1934 году художник женится на Саскии ван Эйленбург, младшей дочери уважаемого горожанина,  и наступает самый счастливый период его личной жизни – время, которое не повторится уже никогда. Знаменитое полотно «Автопортрет с Саскией на коленях», (1635) по праву считают гимном взаимной любви и человеческого счастья. 

Он покупает большой дом, внося за него половину стоимости, обставляет его предметами роскоши и увешивает стены произведениями известных художников. Рембрандт посещает лавки старьевщиков, выискивая экзотические предметы, старинное оружие и необычные одежды. Все это было необходимо не столько для создания артистического убранства дома, сколько для творчества. Он любил наряжать молодую жену в причудливые одежды и писать то в виде Флоры, то в элегантных светских одеждах, то в виде чопорной и подтянутой дамы.

Рембрандту всегда претили застолья в тавернах, он никогда не задавал шумных домашних пиров, как это любили делать Рубенс и Ван Дейк, но его новый семейный дом был всегда гостеприимным и открытым.

В конце 1630-х годов мастер завершает цикл картин на библейские темы, заказанных принцем Оранским.  Среди них, отмеченные монументальностью и барочной мощью, выделяются «Снятие со Креста» (1634) «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Ослепление Самсона» (1636). Также Рембрандт пишет полотна на темы античности и несомненным шедевром среди них является «Даная» (1636, переписана после 1640 года). В этой работе во всей полноте проявился знаменитый «золотистый колорит» живописца и особое, не имеющее аналогов в живописи того времени, световое решение композиции. Несмотря на античную тему, картина полна домашнего, интимного уюта и ее общее настроение оказалось созвучно настроениям современников Рембрандта.

 

 

 

Иллюстрация: «Даная»

В начале 1640-х годов Рембрандт получает почетный заказ на создание группового портрета членов стрелковой гильдии. Законченное в 1642 году полотно, впоследствии получившее название «Ночной дозор», по праву относят к вершинам мировой живописи. Художник представил торжественный сбор стрелков, в котором переплелись героический пафос и бытовая реальность. Восторженно принятая просвещенными современниками картина крайне не понравилась заказчикам и была помещена в непредназначенном для нее месте. При этом чтобы сократить размеры огромного полотна, холст бесцеремонно обрезали, нарушив первоначальную композицию.

 

Иллюстрация: «Ночной дозор»

1640-е годы… Второй амстердамский период творчества художника. Время потерь, время крушения надежд. В 1642 году умирает Саския и Рембрандт остается с годовалым сыном Титусом на руках. Художник не может выплатить долг за дом, теряет заказчиков и в его благополучную то того времени жизнь входит новое явление – нищета.

Мастерство живописца к этому времени достигло своей вершины, изменилось его мировоззрение, изменился и взгляд на предназначение искусства. Приспособиться к новым вкусам, к новым требованиям рынка картин, художник не мог и не хотел.

Кто ты, человек? Он неоднократно задавал себе этот вопрос. И когда писал автопортреты – от молодости до седых волос, и когда писал лица нищих стариков в окраинных районах Амстердама, и когда – в счастливый и безмятежный период любви – писал свою единственную Саскию.

В поздний период творчества Рембрандтом были написаны самые глубокие и самые психологические портреты. Такого внимания к человеку, такого философского обобщения жизненного пути личности до Рембрандта не достигал никто. Портреты конца 1650-середины 1660-х годов предельно реалистичны, в них не осталось и следа стиля барокко. Один из лучших примеров – «Портрет старушки» (1654).  Этот портрет вне времени: подобных пожилых женщин с умиротворенным лицом, с натруженными руками можно встретить в любом государстве, в любые века. И главная тема портрета – сопереживание героине, ее прожитым, возможно нелегким годам, станет образцом для творчества последующих поколений художников-реалистов. В этот период изменилась и живописная манера художника  – он стал писать широкими, корпусными мазками. Современники шутили, что «холсты Рембрандта можно поднять с пола за нос».

 

Иллюстрация: «Портрет старушки»

 

В начале 1650-х годов в жизни Рембрандта появляется молодая женщина – Хендрикье Стоффельс, которая разделит с ним годы лишений, но и она умрет в 1663 году. А в 1664 году художник лишится и своего любимого сына Титуса.

Трагедии в личной жизни, частичная потеря зрения от непрестанной работы над офортами, не сломили сильного духом мастера. К концу жизни он стал философом с кистью в руках. И все это отразилось в его последней большой картине «Возвращение блудного сына». В этом полотне мастер попытался ответить на мучивший его вопрос: кто ты, человек? к чему стремишься? к кому приходишь в конце пути?

Сострадание. Вот главная тема этого произведения. Темный колорит, яркие всполохи света акцентирующие фигуры старика-отца и одетого в поношенные одежды сына придают сцене одновременно ощущение камерности и всеобщности происходящего. Эта встреча-покаяние, встреча-всепрощение, встреча-возвращение человека к своим истокам станет заключительным мажорным аккордом в живописи великого мастера.

Рембрандт Ван Рей умер в 1669 году, забытый современниками, в маленьком домике на окраине Амстердама. И только в середине XIX века состоялось подлинное открытие художника. Его потемневшие со временем холсты стали подлинным образцом для художников-портретистов нового времени, для тех, кто главной задачей портрета считал раскрытие на холсте внутреннего мира человека, его личной неповторимой вселенной.

 
 
Поделиться в соц.сетях
Нравится