Экологическое поведение – путь к устойчивому развитию

 

В чем суть экологического принципа в поведении людей? На первый взгляд, странное терминологическое сочетание. Не достаточно ли синонимов, отображающих его суть: нравственное поведение,  этический подход, благородное поведение, добропорядочное, и множество иных, во всяком случае, в богатом русском языке. 

К чему следовать мировым тенденциям и в очередной раз упоминать всуе экологию? Однако ответ очевиден – да, термин экологическое поведение наиболее актуален для современного человека, так как учитывает и отражает восприятие того напряжения, которое вызывает экологическая неустойчивость как внешней среды – природы, так и комплекса социальных отношений. Можно сказать, что экологическая неустойчивость – это подсознательная тревога каждого. Мы можем не говорить об этом вслух, заниматься своими делами, работой, домом, но отсутствие привычного в северных широтах снега, городская загазованность воздуха, качество питьевой воды, все это беспокоит сердце помимо  воли. Мы не можем ощущать полноту счастья, если окружающая среда болеет. Подсознательная экологическая тревога едва ли не выше, чем тревога перед открытыми военными конфликтами. Одновременно переизбыток информации, озлобленность друг на друга, борьба за выживание становятся причиной постоянного нервного напряжения человека в городе. В результате подсознательных страхов, целью жизни становится безудержное потребление и наслаждение потреблением.

Недавно, в одном из крупных городов России произошел случай, которым можно иллюстрировать взаимосвязанность экологии в широком смысле и актуальности  экологического поведения конкретного человека.

Один незадачливый предприниматель, оказывающий услуги по вывозу жидких бытовых отходов на своем автомобиле-цистерне, казалось бы, безобидно нарушил правила: вместо установленного места слил содержимое цистерны в городскую канализацию. Вероятно, он делал так не первый раз, не задумываясь о последствиях. 

Но в этот раз, отходы оказались какой-то химической жидкостью, с сильным запахом. Настолько сильным, что на следующий день целые городские районы с населением в несколько сотен тысяч человек задыхались от едкого запаха.  Предприниматель не предполагал, что за жидкость залил ему в бак заказчик. Никто из них не хотел навредить людям. Но обстоятельства сложились так, эта «случайность», вызванная неэкологичным поведением нанесла вред и повлекла расходы. Были задействованы все городские службы, средства массовой информации, для предотвращения последствий и паники. 

Этот случай иллюстрирует с одной стороны хрупкость экологического баланса, с другой – важность эко-поведения любого субъекта. Не важно, имеет он отношение к прямому взаимодействию с окружающей средой, вывозу бытовых отходов, или занимается воспитанием детей, культурой, управлением. Таким образом, в современной обстановке гораздо более понятным, особенно для молодежи в разных аспектах является термин эко-поведение, чем например, нравственное поведение. 

Философской основой эко-поведения является экологический поведенческий императив (ЭПИ), сформулированный научной школой Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И.:

В.А. Чигирев

 

С2 – С3- С1, 

 

где

С1 - не вреди себе;

С2 -  не вреди соседям (другим);

С3 – не вреди среде обитания.

 

ЭПИ одобряется всеми, он процессуально легитимен, не летален, удерживает человека от дурных и опасных для него и окружающих поступков, обеспечивает нормальное физиологическое, психическое и социальное развитие человека.

ЭПИ – это одновременно норма и ценность.

Норма – это то, что предписано делать.

Ценность – это  поведение, которое  с одной стороны рекомендовано другими, с другой – принято своим сердцем и разумом.

Степень вреда для нормально физического, психического и социального развития определяется другими. Должное поведение – это благие для всех в равной степени действия человека. 

Если бы предприниматель в приведенном выше примере и его заказчик действовали на основе ЭПИ, вероятность правонарушения была бы низкой. А если бы еще городские чиновники, ответственные за процесс вывоза бытовых отходов и состояние городской канализации также осознанно руководствовались ЭПИ, то возникновение такого «случая» было бы сведено к нулю.

Раскрытие термина эко-поведение также иллюстрирует антитеза, широко распространенная  в современном лексиконе  – токсичность, токсичный человек. Термин не требует комментариев, так как всем понятно, что имеется в виду вредный, «ядовитый» субъект, приносящий проблемы в межличностном общении. Токсин (др.-греч. τοξικός (toxikos) — ядовитый) — яд биологического происхождения. Здесь следует уточнить, что по отношению к человеку больше применимо понятие осознанной токсичности. То есть токсичным он становится в силу осознанного выбора в пользу доминирования, неразумного потребления, причинения вреда себе и окружающему миру. 

Исследования Виктора Анатольевича  Чигирева и Петра Ивановича Юнацкевича  указывают, что существует взаимная связь живого организма (например, человека) и экологического поведенческого императива (С2,С3,С1). Организм, не соблюдающий правила С2,С3,С1 (не вреди соседям, среде обитания и себе), перестает существовать, погибает.  

 

П.И. Юнацкевич

 

Например, рассматривая функционирование человека, можно наблюдать следующий феномен. Если конкретная,  известная историческая личность, нарушающая ЭПИ, накопила значительный объем излишков, ресурсов, монополизировала среду обитания других, создала дефицит справедливости и усугубила неравенство, но при этом попыталась оставить о себе след в социальной памяти людей о своем величии, в том числе путем множественного литературного наследия,  публикаций в СМИ и выступлений о народном благе  – всё легко и быстро предается забвению. К сожалению, даже потомки такой личности страдают от обратных социальных связей и вымирают, расплачиваясь в поколениях за то, что один из членов их рода понятия не имел об эко-поведнии. Он вредил другим и среде обитания, пытаясь не вредить себе. Но в итоге своим токсичным поведением навредил себе и даже своему роду.

 

По нашему мнению, экологическое поведение - это путь к становлению гражданского общества в планетарном масштабе. Это путь к подлинному возрождению гражданственности и устойчивому развитию.

 

 

 

Авторы статьи:

 

В.В. Бойчевска

Институт культурных ценностей и ресурсов

Академия социальных технологий

 

 

 

 

С.В. Алексеев

Институт культурных ценностей и ресурсов

Академия социальных технологий

 

 

 

 

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт культурных ценностей и ресурсов имени П.И.Чайковского.

^ Наверх