К 75-летию окончания второй мировой войны и  дню солидарности борьбы с терроризмом (3 сентября)

 

Во все века идет непрерывный процесс внутривидовой агрессии -противоборства людей и групп, который осуществляется в явном виде (вооруженных «горячих» конфликтов) и в разномастных проявлениях неявных (гибридных конфликтов). 

Присущий человечеству инстинкт внутривидовой агрессии питает войны, вооруженные столкновения. Особенно объективно агрессивна молодость – пока она в силу органических особенностей не испытывает страха смерти.

Управлять этим инстинктом, направлять внутривидовую агрессию с летального пути борьбы на нелетальный, гуманный –миссия военных ученых и практиков.

Но как быть людям  условно «навоевавшимся», обессиленным с возрастом? А также людям мирных профессий? Им всем до боли и отторжения невозможно, не хочется  вместить истину о том, что  категории «мир, мирное время»  не существует. 

Культурные коды мужества, крепости, единства и мобилизации мирных людей в борьбе с агрессивным злом преподают знаковые произведения культуры и искусства, не по разнарядке сверху, а сердцем принятые народом.

 

В этом году исполняется 50 лет фильму «Белорусский вокзал». Он был поставлен режиссером Андреем Смирновым по сценарию Вадима Трунина. Авторы в дни войны сами были детьми, во время постановки фильма еще очень молодыми, а фильм создали о бывших солдатах и офицерах, встретившихся спустя годы на похоронах друга однополчанина. 

Фильм начинается с похорон, но он не о смерти. Пересматривая его многократно, уже несколько поколений воспитываются на достоверной надежности и немногословной, но твердокаменной воинской дружбе, братстве героев однополчан, которые после войны стали директором завода, слесарем, бухгалтером, журналистом. Жизненно и достоверно создали образы великие актеры Евгений Леонов, Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Нина Ургант. 

Общение друзей в фильме отдает горечью, первоначальной замкнутостью героев, затем по мере событий сюжета веет «сжатыми кулаками», невозможностью изменить лукавство «мирного» времени. 

Но они на глазах молодеют, восстают  снова плечом к плечу против подлости и рутины. Они показывают пример Победы, как в прошедшей горячей войне, так и при столкновении с социопатическим поведением среды застойного периода советской эпохи.  

Судьба фильма непростая, часть ключевых сцен вырезали, постановку останавливали, а после выхода критиковали за мрачность и клеветнический подход в изображении советской действительности. 

Народная оценка ответила признанием картины. Отозвалась она в сердцах людей без пафоса. А в финале фильма вот уже 50 лет пробирает зрителя и поднимает с колен со слезами на глазах ударная сцена – песня медсестры Раи, боевой подруги героев, которую исполняет Нина Ургант… «Десятый наш десантный батальон». На стихи Булата Окуджавы и музыку Альфреда Шнитке.

В воспоминание погибших, и в силу живых!

 

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут.

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым.

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех.

Мы за ценой не постоим!

 

Припев:

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь:

Уходит в ночь

Отдельный

Десятый наш

Десантный батальон.

 

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ.

И почтальон сойдет с ума,

Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет, неутомим.

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех.

Мы за ценой не постоим!

 

Припев.

 

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела...

Когда-нибудь мы вспомним это —

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех.

Мы за ценой не постоим!

 

Припев.

 

Поделиться в соц.сетях

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх