Бойчевска Валерия Владимировна

Профессор, директор института 

 

Алексеев Сергей Владимирович

Директор онлайн школы индивидуального обучения 

Института культурных ценностей и ресурсов

 

Эко-ценностное дарение: новый культурологический инструмент ограничения  внутривидовой агрессии

 

Проведенные нами исследования,  позволяют сделать вывод о том, что традиционные виды потребления и ценностного обмена претерпевают необратимые изменения в сторону экологического аспекта в самом широком смысле. 

Мы  являемся свидетелями того, как «эко-метанойя» с колоссальной скоростью распространения волнообразно накрывает планету.

При этом, мы утверждаем, что волны всеобщего эко-поведения невозможны без индивидуальной информализации (обращенного вовнутрь) ценностного изменения, пережитого личного опыта. Метанойя (греч.)– понятие, обозначающее перемену в восприятии фактов и явлений, сопровождается оно обычно, сожалением, раскаянием. Его точный перевод означает изменение ума. В различных аспектах оно предполагает возвращение к личностному познанию некоего опыта. 

Однако, личный опыт в текущий период в современном обществе все чаще забывается, поскольку благодаря информационной телекоммуникационной сети Интернет общество охватывает тенденция развития анонимной логики, обобщенного коллективного сознания, а за ним и обобщенного поведения. Человек все больше теряет ощущение своего личного вклада, своего личного присутствия. Эта объективная, неизбежная тенденция обезличенности может стать как всеобщим мучением (хаос анонимной безответственности, безымянной неограниченной вседозволенности, тупик потребности беспрерывного оценивания,  «лайков и дизлайков»), так и всеобщим благом (разумное, практическое ограничение вреда, безудержного потребления, паразитизма, путем  безопасного анонимного выявления через оценку). 

Мир входит в качественно иную историческую эпоху. Каждодневное многочасовое взаимодействие с компьютерами, смартфонами, использование сетевых ресурсов,  меняет культуру, меняет отношения, меняет ценностные ориентиры. Одновременно, со стороны физиологического воздействия на организм человека происходит существенное влияние постоянного использования гаджетов на лимбическую систему головного мозга, отвечающую за эмоциональное реагирование. 

Технологии дают возможность непрерывного участия в дискурсах разных  уровней планетарной масштабности, что повышает субъектность  человека, и дает ему реальный шанс на информальное саморазвитие и в результате экспертное становление. 

Процессы информализации (инициативного, неконтролируемого, средового перехода от формального системного регулирования) затрагивают ключевые общественные институты, формируется информальная правовая культура. 

Применяя дискурсивно-оценочные практики, делая свой выбор в сторону «оценки другими людьми», прислушиваясь к коррекции, порождаемой оцениванием, общество, по сути, встает на путь трансформации от деформированного (дикого) капитализма, к нравственному капитализму и даже возврату к обновленному социализму, поскольку ориентация на оценку другими людьми – это в большей степени слияние с чужими эмоциональными и интеллектуальными ресурсами и отвержение личных, индивидуальных приоритетов. 

Однако при этом существуют риски со стороны потери индивидуальной ресурсности, истощения лимбической системы головного мозга, снижения способности переживать и проявлять самостоятельно, индивидуально, сильные эмоции, напряжение, риски снижения способности к рефлексии, к глубокому переживанию личной эко-метанойи.

Иными словами, возникает риск, когда человека не затрагивает «волна», а лишь «поверхностная рябь», «делегирование», безоговорочная опора на оценку других людей, на результаты рейтингов и измерительных шкал. Возможно даже  нежелательное возникновение созависимости от оценочных реакций в ущерб развитию собственной эмоционально-волевой сферы. 

«Глас народа – Глас Божий», но перспектива неожиданной всеобщей  глухоты «народного хора», в котором не будет услышан  чей-то  одинокий крик, не вписывающийся в рамки эко-ограничений,  должна быть изучена, даже если вероятность такой проблемы не велика. Она способна стать «ложкой дегтя», способна нивелировать созидательные результаты дискурсивных практик. Следует вспомнить эпическое утверждение Ф.М.Достоевского о том, что «гармония мира не стоит слезинки замученного ребенка».

Таккже реалистичной представляется проблема появления «квази-экспертов-назначенцев», которые имитируют квалификацию и влияют на регуляторные процессы исключительно благодаря лишь повышенной субъектной активности и конкурентному стремлению «стать субъектом».

Иными словами,  наступление декларируемой эпохи афтепостмодерна, «нравственного возрождения субъектов» не сулит гармонии планете, если не будут  преодолены риски от поражения вирусом цифровой социопатии для людей участвующих в дискурсивных практиках.

Эксперты,  руководствующиеся экологическим и нравственным понятийным аппаратом, но напрочь лишенные эмпатии (сочувствия), увлеченные до созависимости массовой цифровой сегрегацией людей по заданному направлению дискурса, способны стать организованной и беспощадной армией, уничтожающей всех и вся: «одних людей другими людьми» без усилия со стороны формальных властных структур и правительств, но под контролем информационного концентратора.

Нечто подобное можно наблюдать в данный момент на примере направленного дискурса об обязательной вакцинации  в период пандемии. Бесконечные «экспертные» мнения, угрозы сегрегации по наличию прививочных документов, угрозы лишения материальных льгот и надбавок, - все эти меры в большинстве распространяются как подготовительная платформа без юридических оснований, но уже существенно ограничивающая  и нервирующая общество. Иными словами, дается установка: «если ты не привит, - ты вредитель, распространитель угрозы здоровью людей, так считаем мы, эксперты, так считает (якобы) большинство».

Проблема возникновения подобных культурологических побочных эффектов дискурсивного ограничения вплоть до растворения личностных границ, определена и изучается исследователями Института культурных ценностей и ресурсов. В настоящее время высокие результаты по  решению данной проблемы фиксируются нами в процессе комплексного применения трех методов: метода естественных тестов (МЕТ), базового дискурсивно-оценочного метода (ДОМ), а также апробации метода эко-ценностного дарения (МЭД) – разработанного В.В.Бойчевской.

Дискурсивно-оценочные практики разработаны Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. Основаны на создании сетевых информационных концентраторов внимания к социально-значимым вопросам. Вокруг этих вопросов происходит общение. Отражаются обратные социальные связи посредством групповых экспертных оценок и массовых этических оценок с использованием различного рода шкал. Возникает негативное гражданское согласие, которое блокирует вредное для общества  поведение лиц, нарушающих баланс справедливости. Осуществляется  профилактика неэтического экономического поведения, сдерживаются вредные для общества поступки лиц, ангажированных корыстными интересами и не соблюдающих экологический поведенческий императив «не вреди».

Эко-ценностное дарение – это поведение человека, которое не только исключает причинение вреда среде обитания, другим людям и самому себе, но и позволяет распространять на безвозмездной основе (делиться, дарить) нематериальные богатства – эко-социальные ценности, тем самым существенно влиять на повышение субъектности других людей, одновременно снижая внутривидовую агрессию через завершающий созидательный эмоциональный акт, каковым является дар, дарение. 

Это информальное право на дарение порождает творческую активность, оно безгранично и не имеет пределов полномочий.

Полагаем, что в перспективе, МЭД может быть основой  нового направления индивидуального и корпоративного эко-ценностного фандрайзинга.

В эпоху постмодерна наблюдалось бурное развитие массовой культуры, и снижение влияния классической культуры. Массовая культура стала прибыльной отраслью экономики дикого капитализма, со всеми соответствующими обозначениями: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «досуговая индустрия». Если классическая культура базировалась на принципах формирования мировоззрения, просвещения, воспитания, то массовая культура по своему импульсу развлекала, а по социальной функции – увлекала человека в своеобразную рекреацию потребления. Именно поэтому, на наш взгляд массовая культура, как явление, испытывающее влияние и зависимость от требований динамичного рынка, будет очень чутко реагировать на запросы зарождающегося нравственного капитализма, базой для которого станут эко-социальные ценности и общественный запрос не на продажу или обмен, а на безвозмездное распространение, дарение эко-ценностей. 

Акт дарения трансграничен, прост и понятен людям всего мира.  В условиях неизбежного ухода от сырьевых экономик, феномен распространения эко-ценностного дарения в процессе развития нравственного капитализма по нашему мнению, будет способствовать восстановлению, излечению эмоционально-волевой сферы, одновременному обогащению богатых и бедных, тем самым выравниванию классовых конфликтов.

Укрепление сетевой этики при применении дискурсивно-оценочных практик, умение использовать цифровые коммуникативные ресурсы  для профессиональных, общественных и индивидуальных запросов не только без причинения вреда, но и без созависимости, не подвергаясь буллингу со стороны агрессоров – необходимые навыки сегодня и в будущем, особенно для новой элиты, эко-управленцев. 

Если не предпринимать конкретные усилия по информализации (саморазвитию, повышению субъектности и снижению цифровой социопатии), людей, влияющих, «задающих тон» дискуссий в сети, то на сетевых медиаполях расцветут дикорастущие агрессоры-блогеры,  квази-эксперты, разрушители, ведущие в бесчеловечные бездны социопатического вируса, емкими, метафоричными обозначениями которых являются «НЕЭКОЛОГИЧНОСТЬ» и «НЕЛЮБОВЬ». 

Полагаем, что применение   триады методов научных школ АЭСТ приведет не только к расширению возможностей коррекции общественного поведения в сторону соблюдения глобального экологического императива «не вреди», но и к снижению рисков массового распространения цифровой социопатии, социальной внутривидовой агрессии. Созидательные результаты мы сможем наблюдать уже в ближайшие годы. 

Результат зависит от нравственного выбора человечества. Повлиять на  результат выбора сможет новая элита, которую мы обязаны сформировать, имея уникальный  арсенал практических инструментов подготовки на основе теоретической базы научных школ АЭСТ. 

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх