О женских судьбах, о вечных ценностях

Поздравления всем женщинам от Института культурных ценностей и ресурсов.

В сложной обстановке 8 марта 2022 года   ближе по восприятию трагические картины, женские судьбы с суровыми жизненными историями, без упрощений, с открытым финалом.

 

Кадр из фильма «Одна война». Реж.В.В.Глаголева. Здесь и далее

 

Киноискусство не оставляет равнодушным, если это не дешевая по смыслам и выгодная для монетократии продукция  «индустрии». В сложной обстановке 8 марта 2022 года   ближе по восприятию трагические картины, женские судьбы с суровыми жизненными историями, без упрощений, с открытым финалом. Такой стала картина российского режиссера Веры Глаголевой «Одна война», вышедшая в свет в далеком уже 2009 году. Сегодня эту картину хочется пересматривать, проживая, переживая проекции и неоднозначность исторических событий и вечность жертвы во спасение жизни других людей и детей.

События в фильме происходят в мае 1945 года, в канун дня Победы. На безымянном северном острове ждут своей участи пять русских женщин, вместе с маленькими детьми. Они сосланы для временного пребывания, так как по разным трагическим обстоятельствам дети их рождены во время оккупации от врагов-гитлеровцев. Причины у каждой свои – насилие, отчаяние, безысходность. И даже глупая романтическая любовь. У одной из героинь фильма ребенок не от врага. От советского летчика, которого она прятала и спасала, но по навету соседей ребенка все равно причислили к «немчикам». 

Вермахт не поощрял связи гитлеровцев с местными, но вовсе не по этическим причинам. В 1942 году была распространена «Памятка о поведении немецкого солдата», где требовалось срочно ограничить контакты солдат с женщинами гражданского населения, чтобы не было угрозы причинения вреда чистоте германской расы. Но памятка  не останавливала от зверств. Фильм Веры Глаголевой основан на реальных событиях. Судьба каждой героини вызывает сложные чувства и мысли. Сильный момент фильма – празднование дня Победы. Они тоже празднуют Победу. Одна из героинь срывается, осознает, что их никогда не простят и трагически погибает. На утро их должен произойти ужас, которого женщины боятся больше всего – их разделят с детьми. Детей в детдома, а женщин по лагерям. Для майора, прибывшего на остров – они безусловные враги, пособницы фашистов. Его собственная семья погибла. Он жаждет отмщения. 

И вдруг, по необъяснимому наитию благородства и нравственного подвига, майор Прощает. И становится Защитником. Потому что эти женщины и их дети, никакие не «немчики». Они тоже Наши.  Он идет на смерть за них, отпускает. Происходит перерождение, прощение через трагедию, ради Жизни.

Сама Вера Витальевна Глаголева в одном из интервью говорила, что именно это самое главное: «самое ценное - перерождение человека, пересмотр ценностей, осознание, что жизнь человека намного важнее, чем все остальное…».

Народная артистка Российской Федерации Вера Витальевна Глаголева, кинорежиссер,  сценарист и продюссер. Родилась 31.01.1956 Умерла 16.08.2017.

 

О ценностях

Острая общественная дискуссия, которую породил проект «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в авторстве Института наследия имени Д.С. Лихачева несколько приутихла после снятия с обсуждения данной редакции Министерством культуры РФ. Но раскрытие темы произошло. Одни из самых острых вопросов: зачем нужен в подобном документе исчерпывающий перечень, список, реестр духовно-нравственных ценностей? Какими цифрами будет ограничиваться этот перечень? 17 или 133? Кто и по какому интуитивному выбору будет заниматься атрибуцией нематериальных духовно-нравственных ценностей? Достаточно ли экспертных мнений квалифицированных специалистов? 

В процессе обсуждения лаборатории ИКЦР пришли к предложению: в настоящее время,  всему многонациональному  российскому обществу пора начать открытый дискуссионный проект – создать Энциклопедию духовно-нравственных ценностей. В порядке информального процесса, без государственного социального заказа. Иначе мы получим "Моральный кодекс строителей ..." только уже не коммунизма, а синкретизма. Открытость в этом вопросе приведет к повышению созидательной активности, преодолению выученной беспомощности, апатии.  Привлечение эмоциональной и рациональной обратной связи через открытый проект, позволит в масштабах страны реализовать без лозунгов и агрессии идею общего дискурса. Год культурного наследия народов России обязывает сберегать, развивать и созидать.

Поделиться в соц.сетях

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх