Печать

Социопатия в культурной сфере и феномен агрессии культурно-однородных людей

 

Бойчевска В.В. 

Институт культурных ценностей и ресурсов, 2022

 

Народная мудрость, отраженная в поговорке «разозлился на весь мир, а досталось самым близким», отражает негативный феномен.

Исследования советских-российских ученых (научная школа Чигирева В.А., Юнацкевича П.И.) и исследования Института культурных ценностей и ресурсов,  позволяют утверждать, что культурно-однородные  люди проявляют феноменальную жестокость по отношению друг другу. Это одна из особенностей внутривидовой агрессии. Этим опасны конфликты, возникающие в однородной культурной среде. 

Данный феномен был отмечен в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Особые издевательства над соплеменниками, сородичами, согражданами СССР проявляли именно другие граждане СССР, соплеменники и сородичи, разговаривающие на одном языке, из одного места происхождения, вероисповедания, социального статуса, воспитания и обучения. Данный феномен представляется нам важным к описанию не только в контексте военно-научных исследований, но и на медиа-полях гражданских культурных сражений. Культурная сфера и медиа пространство в текущий период мировой истории   крайне нуждаются в сдерживании масштабирования социопатии всеми нравственно-ориентированными силами народов планеты. 

Признаки культурной однородности:

Лингвистическое единообразие (один или схожий язык); понимание речи друг друга;

Образовательное единообразие (схожесть школ, воспитательных систем);

Единообразие ритуалов и обычаев (похожие традиции, верования, религии);

Единообразие культурного наследия (музыка, литература, искусство, киноискусство и др.). 

Для возникновения острого конфликта в культурно-однородной среде достаточно возникновения искры – условного разжигателя конфликта. Это дизъюнктор (разделитель). Дизъюнкция в логике обозначается как «или», представляет собой логическую связку, утверждающую, что одна или обе из перечисленных альтернатив верны. Иными словами, в культурно-однородной среде быстрее возникает равновесно-ожесточенная непримиримость. 

Возбуждение ненависти или вражды осуществляется публично, в том числе и с использованием средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей. Так формируется образ врага, обозначаются защищаемые ценности. Возникает вторичная (или наведенная) психопатизация.

С помощью наведенной психопатизации человек приобретает готовность быть беспощадным к другим людям. 

Внутривидовая агрессия у человека приводит к тому, что представитель каждой из противоборствующих сторон, начинает непримиримую борьбу. Столкновения культурно-однородных людей приобретают ожесточенный характер. Особо жесткие формы в культурной сфере  имеет взаимное обесценивание, поскольку сталкиваются культурно-близкие люди, понимающие уязвимости друг друга. Игнорирование этого закона внутривидовой агрессии у культурно-близких людей ведет к вирусному распространению конфликтов в медиа пространстве  до планетарного масштабирования. 

Внутривидовая агрессия запускается расчеловечиванием «другой стороны», которое осуществляют социопаты, выступающие в медиа пространстве, распространяющие ненависть и злобу к «другой стороне». Для массовой психопатизации в медиа пространство проникают дизъюнкторы, которые индуцируют, заражают других людей ненавистью, злобой к намеченному врагу, то есть они также делятся своим асоциальным психозом со зрителями, слушателями, причиняют вред их психологическому состоянию и далее психическому здоровью.

 

Актуальность диагностики диссоциального расстройства личности (социопатии)

 

В современных информационных потоках актуально осуществлять диагностику акторов агрессивности, помечать их и рекомендовать их удаление из информационного пространства по причине общественной опасности, которая заключается в целенаправленной массовой психопатизации.

В общественном мнении утвердилось и считается нормой, а не избыточным ограничением, осуществление комплексной проверки, диагностики психического здоровья в ходе профессионального отбора будущих воинов, правоохранителей, которым доверяют держать в руках оружие. Также естественной считается проверка будущих автомобилистов, которым доверяют держать руль автомобиля – средства повышенной опасности на дорогах. 

При этом постановка вопроса о психодиагностике деятелей и руководителей в сфере культуры, творческих профессий и средств массовой информации вызывает панику «запуска репрессивной машины», страх приклеивания ярлыков карательной психиатрии и принудительных лечений советского периода.

Исчезновение колоссальных бюджетных средств на никому не нужные шоу, развращающие население программы, мероприятия-пустышки не вызывает ужаса утраты национальных ресурсов.

Диагностирование генерирующих  масс-культ-понос «креативных индустриалов с правом подписи» вызывает возмущение о попрании свободы.  

Есть ли реальный повод к панике? Неограниченный деспот, всевластный «культурный борзотворец», укрепленный полномочиями и вливаниями бюджета – становится потерянной личностью, загубившей собственный  талант. 

Диагностика и абилитация подобного деструктивного субъекта помогает ему самому, ближнему кругу и обществу вернуть его, и даже способствует его новому творческому озарению,  инсайту, в результате достигается полноценная абилитация и возрождение субъекта. 

Поскольку первичная и вторичная социопатия, первичная и вторичная (наведенная) психопатия несут серьезную общественную опасность, трудно поддаются коррекции и требуют постоянного социального наблюдения, на наш взгляд понятие абилитации более точно отражает суть процесса медицинской, психологической и воспитательной помощи, чем понятие реабилитации.

Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — это лечебные, воспитательные, учебные  психолого-педагогические социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально разложившимся, подорванным, подавленным людям (разочарованным в способности государства защищать общественную нравственность), направленные на восстановление подорванных традиционных ценностей, на приобретение возможности соблюдать правовые и нравственные нормы, учиться, трудиться, кооперироваться, не вредить и созидать для себя и других людей.

Традиционные ценности - передаваемые из поколения в поколение и культивируемые нравственные ориентиры человека, формирующие его мировоззрение, цели и способы жизнедеятельности, лежащие в основании цивилизационной идентичности России, проявляющиеся в неповторимом и самобытном духовном и историческом развитии многонационального российского народа и обеспечивающие гражданское единство страны.

Нравственные ориентиры человека определяются его нравственностью.

Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

Традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование  безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности. 

Сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей. 

Основным эффективным методом здесь является дискурсивно-оценочная практика в формах взаимодействия со специалистами (прежде всего психологами) высокого уровня квалификации, который обеспечивают институты АЭСТ. Взаимодействие эффективно через беседы, рассуждения и оценивание по критерию вредно-невредно (нравственно-безнравственно), различение способов манипулирования, самоидентификация по отношению к другим людям, пояснение особенностей социопатического расстройства и его общественной опасности.

Абилитация применительно к коррекции социопатии подразумевает прежде всего лечебные, воспитательные, психологические и социальные мероприятия по отношению к социально опасным  лицам (социопатам), направленные на восстановление чувства совести, сопереживания, вины, необходимости соблюдения моральных и правовых норм, на приобретение возможности жить и работать не только для себя, но  и для других людей. Это направленный процесс формирования социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих изменение  качества жизни, заполнение социопатической дыры (отсутствие совести). 

Исследования ИКЦР 2018-2022 года позволяют утверждать следующее.

1. Профилактика вторичной социопатии в творческой среде эффективно возвращает не только в норму  общественной жизни, но и наращивает первичный талант, творческое предназначение  одаренной личности.

2. Режиссер, музыкант, солист, художник – обладает утонченной нравственной чуткостью и способностью отреагировать, отзеркалить новые жизненные цели и задачи, усвоить нравственное правило III-С:

не вреди себе (C1);

не вреди соседям (C2);

не вреди среде обитания (С3)

ни мыслью (М), ни словом (С), ни делом (Д);

созидай для себя (С1);

созидай для соседей (С2);

созидай для среды обитания (С3)

мыслью (М), словом (С), делом (Д).

 

С1 + С2 + С3

М + С + Д

 

3. Деятель культуры, творческих профессий быстрее остальных подвергается социопатическому расстройству, но быстрее и возвращается к способности созидать, восстанавливает самореализацию для других людей.

4. Реактивная особенность деятелей культуры, творческих профессий делает их уязвимыми не только к вторичной социопатии, но и к более опасной форме – наведенной психопатии.

Социопатия  (диссоциальное расстройство личности) обозначает стойкое нарушение характера человека, затрудняющее его социальную адаптацию, сопровождается пренебрежением нравственными устоями и нормами. В буквальном смысле можно перевести как «социо» — общество, «патия» — болезнь. Дословно социопатия – это «общественная болезнь, нарушение взаимоотношений с людьми, вредительство людям».

F60.2 (МКБ 10) диссоциальное расстройство личности характеризуется следующим образом. Это расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязанностям и непоколебимым устойчивым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением социопата и основными социальными нормами. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта. Применение наказания в случае социопатии неэффективно. Социопат плохо переносит неудачи и легко поддается агрессии, включая насилие. Склонен обвинять других или давать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему его к конфликту с обществом.

Иными словами, эмоции такими людьми не управляют. Мозг социопата не отвечает эмоциями даже на жесткие раздражители, например, на такие слова как смерть, беда, болезнь.  

Социопатия как патологическое явление, расстройство личности, ранее не изучалась в отраслевом контексте: в науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении,  и других профессиональных сферах. 

Данное расстройство – устойчивая, ригидная модель поведения, признаки которого в корне отличаются от общепринятых норм и ценностей большинства людей, что приводит к трудности социального взаимодействия как в межличностных, так и в профессиональных отношениях.

Для самого социопата выбор профессиональной деятельности в сфере культуры и образования – идеальная маскировка. Обладая властными полномочиями в творческой или воспитательной  сфере, социопат в значительной степени защищен и оправдан от негативной общественной оценки.

Особенность и актуальность проблемы социопатии в культуре заключается в воздействии не на узкий круг, а на группы людей (соработников в творческом коллективе, зрительскую публику). И те, и другие потенциально ведомые, внушаемые, эмоционально восприимчивые. Публика априори эмпатична, то есть, настроена сочувствовать, бессознательно готова подвергнуться манипуляциям, а значит, способна превратиться в коллективную мишень для социопата и приобрести признаки деструктивного объекта системы (утратить критическое мышление, аплодировать вредоносному продукту, заражаться социопатическим цинизмом, обесценивать и высмеивать). 

В результате выхода в свет культурного продукта, произведенного социопатом, вместо оказания услуг культурного досуга возможно массовое нанесение вреда.

Социопатическая модель поведения через сферу культуры легко насаждается как пример для подражания. Социопатию в культуре до недавнего времени старались не  распознавать, так как  свобода творчества и сам его  результат служит оправданием многих патологических проявлений. Например, тоталитаризм в подготовительном процессе (тренировки, репетиции, кастинги и др.) заранее оправдан результатом – продуктом творчества. Любой зритель будет рукоплескать результату и не покарает художника, так как без репетиционного деспотизма не родился бы «шедевр» произведения искусства. Самовыражение художника-социопата подавляет других. Существует неписанное право на  вседозволенность и креативность, срыв шаблонов, даже творческий беспредел. В культуре очень часто цель оправдывает средства. 

В сформировавшихся системах, влияющих сегодня на культуру (независимо от страны), очевидно проявляются деструкции:  обслуживание социопатов и маскировка их вредительства, причем безответственные  выходки деятелей культуры становятся предметом для воспевания и подражания, таким образом,  любое  событие сгенерированное именитым социопатом уже помечено как культурное, даже если никакой ценности в нем нет и культуре это событие (выставка, спектакль, фестиваль, конкурс, и др.), имеет отношение разве только лишь по названию. 

В то же время современные деструктивные системы взаимодействия в культуре по заказу тех же социопатов,  способны задушить любое нравственное проявление в культуре (путем очернения, замалчивания или забалтывания).

Сферу культуры эти лица используют для маскировки своего паразитизма и произвола. Актуальные цели и задачи культурного воспитания не реализуются, подменяются двойными стандартами ради наживы, тем временем  дети, подростки, молодежь разговаривают через слово нецензурной бранью, не получают элементарных навыков различения хорошо-плохо, вредно-полезно, другому больно также больно самому и т.п. 

Широкое участие общественности (профессиональных психологов, психиатров) в своевременном выявлении социопатических проявлений в сфере управления культурой и непосредственно в художественных и творческих коллективах позволит создать социальный фильтр в культурной сфере. 

Психиатрию с уверенностью можно назвать одним из главных стигматизированных медицинских направлений, которое вызывает беспокойство и  недоверие. «Карательная психиатрия»  -- это мощный стереотип, который формировался веками. Все что связано с ментальными расстройствами – крайне сложная область, которая подвержена рискам злоупотреблений. На протяжении столетий к людям с расстройствами и психическими заболеваниями относились как к «второсортным». Применялись крайне жесткие методы лечения. Зачастую психиатрию удобно использовать в политических целях – например, подвергать насильственному лечению без реальных показаний. 

В культуре и медиа пространстве также формируются искусственно фобии по отношению к любой психологической и тем более, психиатрической диагностике.

Однако, эти страхи порождают другую крайность – отсутствие честной диагностики и допуск на ответственные должности лиц с расстройствами.

Человек свободен в выборе между добром и злом, если сохраняет осознанность, ориентируется на закон совести: внутренний диалог с самим собой, помогающий ежедневно делать поведенческий выбор в пользу добра и ограничивать себя  в отношении проявления зла. Работа совести – это тяжелый труд, но и великое достоинство. Каким бы негодяем ни казался человек, в нем остается врожденный «камертон» нравственности. Но если этот инструмент души ломается по каким-либо причинам, в том числе под напором средовых обстоятельств, то возникает девиация в поведении, которая может при негативном развитии привести к «черной дыре» -  утраченной совести, к  социопатии. При масштабировании вторичной социопатии и наведенной психопатизации сломленная совесть целых народов, способна повести ход мировой истории по пути разрушительному, вплоть до глобальной  катастрофы. Игнорирование феномена внутривидовой агрессии у культурно-однородных людей ведет к вирусному распространению конфликтов в медиа пространстве  до планетарного масштабирования. 

 

Выводы

 

1. Конфликты в культурной сфере и медиа пространстве усиливаются при наличии культурной однородности противостоящих сторон.

2. Масштабируют конфликты деструктивные субъекты с выраженными расстройствами: социопатия, психопатия.

3. Необходима своевременная диагностика, ротации, профилактика и абилитация социопатов.

4. Необходима информационная блокада высказываний (агрессивного  вербального поведения) социопатов в культурной сфере,  социальных сетях, средствах массовой информации, в целом максимальная изоляция в медиа пространстве.

5. Защищенность формируемого нравственного культурного кода повысится при блокировке  социопатов, активных в  медиа пространстве,  информационных средах.

6. Открытое обсуждение и оценка агрессивных социопатических реакций оказывает действенное влияние на ускорение  применения инструментов блокировки социопатов активных в  медиа пространстве,  информационных средах.

 

Источники

 

Юнацкевич П.И. Как избежать ядерной войны?

https://imi.ast.social/news/232-kak-izbezhat-yadernoj-vojny.html

Бойчевска В.В., Рази Д.А. Обесценивание - деструктивное поведение в воспитательных и управленческих практиках

https://icach.ast.social/menu-news/381-obestsenivanie-destruktivnoe-povedenie-v-vospitatelnykh-i-upravlencheskikh-praktikakh-2.htm

Бойчевска В.В. Социопатическое поведение в культуре

https://icach.ast.social/menu-news/347-sotsiopaticheskoe-povedenie-v-kulture.html

Бойчевска В.В. Социопатия – вирус, угрожающий культурному коду

https://icach.ast.social/menu-news/346-sotsiopatiya-virus-ugrozhayushchij-kulturnomu-kodu.htm

Бойчевска В.В., Алексеев С.В. Эко-ценностное дарение: новый культурологический инструмент снижения внутривидовой агрессии

https://icach.ast.social/menu-news/367-bojchevska-v-v-alekseev-s-v.htm

 
Поделиться в соц.сетях
Нравится