Культурно-историческое значение нравственной  ритуализации коммуникации

 

 

Бойчевска В.В. 

 

Традиции и ритуалы, основанные на нравственности выступают регулятором взаимоотношений, направляют людей к добровольному выбору подчинения с сохранением волевого выбора, чести и достоинства; следованию установленным  правилам и нравственным нормам поведения.

Традиции и ритуалы, основанные на нравственности подают пример для подражания, создают морально-психологический и эмоциональный настрой осознанно действовать в различных ситуациях, опираясь на положительный опыт.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности определяют жизнеспособность , помогают развитию нравственной коммуникации, сохранению нематериальных культурных ценностей воинских коллективов армии и флота,  гражданского населения.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовно-нравственных ценностей, которые складывались в процессе всей отечественной истории. 

Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

Традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование  безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности. 

Сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей. 

«Я помню грозный этот голос

 

В те исторические дни.

Он был подобьем правды голой

И дымной танковой брони».

Из стихотворения Александра Городницкого «Юрий Левитан».

 

Юрий Борисович Левитан являлся легендарным диктором советского радио. Его голос сообщал о начале войны, о победе над фашистами, о первом полете человека в космос. 

 

Родился Ю.Б.Левитан 2 октября 1914 г. в семье портного. С самого детства он отличался сильным и красивым голосом, уникальным по тембру и выразительности. После 9-го класса решил поступать в Государственный институт кино в Москве, так как мечтал стать  артистом, но оказался для поступления слишком юн. Увидел случайно  объявление о конкурсном наборе дикторов на радио, и неожиданно для него самого был принят стажером. У Левитана были уникальные от природы голосовые данные, но, чтобы стать хорошим диктором требовался упорный труд, многочасовые тренировки, работа над дикцией. Кроме правильной речи, Левитан трудился над развитием внимания – чтобы не допустить оговорки или паузы перед микрофоном. Он тренировался на износ, создавая для себя экстремальные условия (например, читал тексты, стоя вниз головой). 

Но  главный профессиональный и личностный феномен Левитана – особый душевный и поведенческий настрой, позволяющий неравнодушно доносить информацию до слушателя, но пропускать ее через сердце.  

Этот дар, талант всего одного человека, развитый трудолюбием позволил развить уникальное направление в российской истории – создать нравственную коммуникацию между властью и народами СССР и всего мира. В ночь на 25 января 1934 года И.В.Сталин готовился к докладу на очередном XVII съезде партии. С целью отдохнуть Сталин включил радио. Он услышал, как неизвестный диктор тщательно проговаривал не самый интересный текст. Однако голос в эфире обладал каким-то магнетизмом, приковывал внимание. Сталин выявил талант и дал ему возможность реализоваться, минуя все социальные фильтры, которые могла бы устроить  бюрократия чиновников Радиокомитета. Левитану на следующий день доверили прочесть пятичасовой доклад Сталина. Справился безоговорочно и в 19 лет был назначен главным диктором советского радио.

Именно Юрий Борисович  объявил стране о нападении фашистской Германии на СССР, а затем во все военные годы зачитывал по радио сводки Совинформбюро.

Наступление в первые дни войны происходило стремительно. Фашисты не сомневались в скорой победе над СССР. Геббельсу пришла в голову идея о том, что сообщение о победе Германии должен по радио зачитать именно Юрий Левитан. Вскоре о блиц-криге пришлось забыть, и Гитлер обещал вознаграждение уже не за захват, а за уничтожение диктора. Левитан выделялся не только красотой полного достоинства голоса и убедительностью речи, он обладал потрясающей способностью, зачитывая сообщения даже о трагических событиях найти такие интонации, что все слушатели верили – страна выстоит и одержит победу. Профессор Александр Шерель вспоминал: «Через много лет мне довелось побеседовать с Константином Рокоссовским.Когда я спросил его о Юрии Борисовиче, то маршал ответил: «Для фронтовиков Левитан был подобен целой дивизии, пришедшей в самый важный момент боя на помощь!»

Информация о пребывании Левитана в эвакуации в Свердловске, откуда велись все трансляции, была долгие годы засекречена. За диктором шла охота. Руководство германской разведки разрабатывало планы его похищения и ликвидации. Гитлер высоко оценил его талант и объявил Левитана врагом номер один, Сталина – номером два. Сейчас в XXI веке можно сделать вывод о том как Сталин распознал мощное нелетальное оружие – проникновенную, доходчивую речь Левитана как средство объединяющей коммуникации. Голос одного Левитана соответствовал и умножался голосом всех народов СССР, придавая надежду гражданским в тылу и солдатам на фронте, и военачальникам. Существует предание, что когда у Сталина спросили: «Когда наступит победа?» он отшутился: «Когда Левитан объявит».

9 мая  1945 года голос Левитана стал голосом победы: «Говорит Москва! Фашистская Германия полностью разгромлена…».После окончания войны Левитан продолжил работать ведущим диктором Советского Всесоюзного радио. Все великие события, включая полет Юрия Гагарина в космос, объявлял Левитан. Его чтение стало неотъемлемым ритуалом, «гласом народа», а не одного только Юрия Борисовича, оказывая осознанное и эмоциональное скрепляющее воздействие.

В конце жизни Левитан признавался, что помнил наизусть каждую интонацию, каждое слово своих военных эфиров. За многолетнюю работу он не испытал «выгорания», не научился зачитывать тексты «без души», не пропускать их через сердце.

Первым сообщая советским гражданам о победах и поражениях, Левитан, становился близким человеком, не равнодушным посредником, не техническим звеном, а нравственным коммуникатором, объединяющим власть, воинство, народ.

 

Ритуалы, церемонии, парады  и воинские традиции праздничного характера

Известно множество определений понятия «традиция» (от лат. traditio — «передача»). Наиболее полно оно определяется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Следовательно, в качестве традиций могут выступать общественные установки, нормы поведения, социальные и культурные ценности, идеи, обычаи и т. п. Традиции действуют во всех областях общественной жизни. 

Под понятием «воинские традиции» понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, проявляемых в боевой обстановке, а также связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии.

Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал.

Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.

Обряды - система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, сопровождает некое важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.

Церемония  — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.

Ритуал  — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».

Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.

Воинские ритуалы в вооруженных формированиях на Руси возникли на основе народных и религиозных обрядов. Изначально это были лишь отдельные элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при подготовке военных походов, а также при встречах возвращающихся после сражений воинов. Обрядовая сторона военной деятельности была связана с необходимостью лучше подготовиться к боевой службе, повторить боевые приемы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе.

Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.

 

Воинская традиция и ритуал «Строевой смотр»

 

Начало свое эта традиция берет со смотра княжеских дружин перед выступлением в боевой поход. В конце XVIII — начале XIX века строевой смотр стал занимать одно из центральных мест в боевой подготовке армии, а в ряде случаев он видоизменился в торжественную церемонию — плац-парад. В петровскую эпоху смотры выполняли функцию контроля наличия личного состава, оружия и формы одежды. В последующие десятилетия эта функция была искажена. Военное руководство во главе с российскими императорами видело в смотрах одну из разновидностей парадов. Внимание уделялось, прежде всего, внешнему виду военнослужащих и строевым приемам, что существенно снижало содержательную часть ритуала.

В советский период смотры продолжали использоваться как форма проверки старшими начальниками воинских частей с целью определения степени их строевой выучки, боевой слаженности, состояния вооружения и техники.

На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленными их предшественниками.

Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений.

С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.

Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию... С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!»

Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.

Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу.

Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.

В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

Ратные победы Вооруженных Сил России, способствовавшие обеспечению России статуса великой державы, достигались прежде всего осознанной готовностью воинов защищать свое Отечество, их твердостью духа, дисциплинированностью и профессионализмом. Большую роль в формировании у военнослужащих этих качеств играют воинские традиции и ритуалы.

Уклад военной службы тогда непоколебим, когда определяется и регулируется не только нормами права, закрепленными в уставах, приказах командиров и начальников, но и моральной силой традиций и ритуалов, которые сплачивают воинов, воспитывают у них волевой выбор и следование нравственно-этическому поведению на службе и в быту.

Каждый ритуал, как правило, связан с важными моментами в жизни воинского коллектива, Вооруженных Сил государства и оказывает сильное влияние на психологию и духовный мир воинов. Всякое нарушение традиционного порядка проведения ритуала ведет к разрушению его как системы и к резкому ослаблению его эмоциональной действенности.

Традиции и ритуалы, основанные на нравственности выступают регулятором взаимоотношений, направляют людей к добровольному выбору подчинения с сохранением чести и достоинства; следованию  установленным  правилам и нравственным нормам поведения.

Традиции и ритуалы, основанные на нравственности подают пример для подражания, создают морально-психологический и эмоциональный настрой осознанно действовать в различных ситуациях, опираясь на положительный опыт.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности определяют жизнеспособность , помогают развитию нравственной коммуникации, сохранению нематериальных культурных ценностей воинских коллективов армии и флота,  гражданского населения.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовно-нравственных ценностей, которые складывались в процессе всей отечественной истории. 

В основе воинских традиций и ритуалов лежат три ключевых нравственных понятия - «Родина», «честь», «воинский долг», а также закреплены духовно-нравственные и организационные принципы, на которых держатся Вооруженные Силы - патриотизм, войсковое товарищество, профессионализм, дисциплина и субординация. Воинские традиции поддерживаются и выполняются прежде всего в силу внутренней убежденности военнослужащих в их необходимости, так как приказом и страхом наказания невозможно заставить человека длительное время переносить тяготы и лишения службы, жертвовать здоровьем и жизнью.

Многие воинские традиции и ритуалы закреплены в Военной присяге, уставах, наставлениях и инструкциях. Таким образом они приобретают не только моральную необходимость, но и юридическую значимость. В отечественной армии и на флоте  традиции  негативного характера должны оставаться лишь как назидательные уроки прошлого. Например, в отдельные периоды истории Русской императорской армии в ней процветали «муштра», плац-парадность и рукоприкладство. Советская армия в 70-80-е годы XX века «болела» так называемой дедовщиной и связанными с ней ритуалами, унижавшими личность солдата. Эти порочные явления в армейской и флотской среде обычно появлялись в мирное время и были отражением негативных процессов, происходивших в стране. В Русской армии с ними всегда решительно боролись. Так, например, в конце XIX века генерал М.И. Драгомиров требовал докладывать по команде, до штаба округа включительно, о каждом случае рукоприкладства, как о чрезвычайном происшествии, но до конца изжить это позорное явление так и не удалось. Перед началом Первой мировой войны (1914 г.) кулачная расправа в Русской армии еще сохранялась, поэтому «считалась изнанкой казарменного быта и была скрываемой, осуждаемой и преследуемой».

Традиции и воинские ритуалы, основанные на нравственности создают благоприятную социальную среду, в которой происходит формирование не только у военнослужащих, но и у гражданских, осознание ответственности, чувства долга, нравственного патриотизма.

Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Вся история побед русского оружия — это история войскового товарищества.

Важной особенностью войскового товарищества является взаимная выручка. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью и попустительством. Войсковое товарищество предполагает помощь товарищам словом и делом. Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. Русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под крепостью Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом.

К числу наиболее давних традиций Русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Испокон веков в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них отражались слава и гордость победителей.

В старинной воинской памятке говорилось: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

При Петре I в Русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 г. говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота».

Петром I были лаконичны и емко сформулированы требования к чести Боевого знамени и Военно-морского флага: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем...» В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил».

В Русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом.

История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.

В Русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о героях битв и сражений. О них писались книги, слагались стихи и песни. Князь Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, в 1037 году наголову разбил печенегов. В память об этой победе Ярослав поставил церковь Святой Софии в Киеве на том самом месте, где происходила самая жестокая битва с печенегами. Так зародилась еще одна славная воинская и народная традиция — увековечивать великие военные победы в памятниках для своих потомков. А начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского пехотного полка Архип Осипов, 3 апреля (22 марта) 1840 г. подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Эта традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах. Имена героев не только заносятся в списки воинских частей и подразделений, но и присваиваются кораблям, воздушным судам.

Традиции и ритуалы основанные на нравственности обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовно-нравственных ценностей, которые складывались в процессе всей отечественной истории. 

 

 

Методические рекомендации по проведению занятия в трудовых коллективах организаций сферы культуры на тему: «Нравственность»

Для проведения занятия в трудовом коллективе необходимо подготовить следующее обеспечение:

Конституция Российской Федерации, картинки «не вреди себе мыслью», «не вреди другому словом», «не вреди другому делом», трафарет нравственного компаса, листы, ножницы, цветные карандаши.

Основные цели занятия:

Практические: познакомить коллектив с понятием нравственности.

Развивающие: создать условия для нравственного привития коллективу.

Образовательные: научить коллектив оценивать поступки и не причинять вред себе и другим сотрудникам организации сферы культуры быть справедливым и патриотичным по отношению к своей Родине.

Воспитательные: развивать чувство безопасности, формировать личностные представления о нравственном отношении к себе и другим  сотрудникам организации сферы культуры и населению.

 

Содержание занятия

 

Коллектив (структурное подразделение) проходят в помещение для занятий, садятся по группам. Приветствие.

Слушают комментарий руководителя занятия (штатного преподавателя, руководителя структурного подразделения) к пункту 3 статьи 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека могут быть ограничены для защиты нравственности.

Далее руководитель занятия создает проблемную ситуацию в форме постановки вопросов:

Кто знает, что такое нравственность? 

Какая цель нашего занятия? 

Какие вопросы можем еще поставить?

Далее руководитель занятия озвучивает группе формулу нравственности.

Они слушают и перерисовывают на листах формулу нравственности «Не вреди себе, другим, стране ни мыслью, ни словом, ни делом».

Выполняют задание по группам, рисуют заданные картинки, формулируют тему каждой картинки «не вредить себе мыслью», «не вредить другому словом», «не вредить другому делом».

Нравственность – это когда человек не вредит себе, другим, стране, в которой живет.

Нравственное правило на каждый день: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом.

Не вреди себе (С1), соседям, другим людям (С2), стране, окружающей природе (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни действием, делом (Д):

 

C1 + С2 + С3

М+С+Д

 

Любой поступок надо осуществлять в соответствии с нравственным правилом:

 

1. Ненанесение вреда себе ни мыслью, ни словом, ни делом

C1

М+С+Д

2. Ненанесение вреда соседям, другим людям ни мыслью, ни словом, ни делом:

C2

М+С+Д

3. Ненанесение вреда ни мыслью, ни словом, ни делом своей стране и окружающей природе  

 

C3

М+С+Д

 

Далее обучающиеся самостоятельно повторяют действия преподавателя по изготовлению и применению нравственного компаса (рисунок 1):

 

Нравственный компас

 

 

Действия по применению нравственного компаса:

Руководитель занятия демонстрирует поворот стрелок компаса (3 стрелки С1, С2, С3).

Обозначается пример актуального вопроса нравственной коммуникации  Например, можно ли нарушить возрастное ограничение по допуску несовершеннолетних на культурно-массовые мероприятия (12+, 16+)

Обучающиеся копируют повороты стрелок компаса на вопрос и в слух отвечают на вопрос преподавателя занятия:

Навели на вопрос первую стрелку компаса С1 «Не вреди себе». Какой ответ получим? 

Навели на вопрос вторую стрелку компаса С2 «Не вреди другим». Какой ответ получим? 

Навели на вопрос третью стрелку компаса С3 «Не вреди стране». Какой ответ получим?

Далее в свободном порядке осуществляется применение нравственного компаса для вопросов, поставленных в воспитательных целях руководителем занятия и обучающихся. Осуществляется согласование общих и личных нравственных оценок, обучающихся посредством их обсуждения.

В завершении занятия, обучающиеся говорят, научились ли они пользоваться нравственным компасом и давать нравственные оценки ситуации, перед тем, как совершить действие.

Руководитель занятия вручает всем обучающим нравственный компас и мотивирует на его практическое применение:

Приводит примеры, подтверждающие, важность личного нравственного поведения, установления справедливости по отношению к другим обучающим и сотрудникам, и членам их семей, патриотические поступки формируют здоровую нравственную атмосферу в коллективах, являются залогом культурного развития и процветания страны.

Каждый из вас, совершая нравственный поступок, вносит свой посильный вклад в создание нравственного превосходства и развития культуры России, установления культурной коммуникации

Опирайтесь друг на друга, помогайте друг другу в выполнении задач учреждения культуры, обсуждайте актуальные вопросы повседневной деятельности учреждения культуры, неукоснительно выполняйте нравственные приказания и распоряжения руководства организации сферы культуры для обеспечения нравственной коммуникации. 

 

 

Литература и интернет- источники

 

Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы — М. : Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.

Максимов С.Г. Русские воинские традиции — М. : Вече, 2015.

Серых В.Д. Воинские ритуалы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Воениздат, 1986.

Кулеба А. Конспект для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву: Традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах Российской Федерации. 

https://army.ric.mil.ru/Stati/item/318237/

Бойчевска В.В. Социопатия в культурной сфере и феномен агрессии культурно-однородных людей

https://icach.ast.social/menu-news/394-sotsiopatiya-v-kulturnoj-sfere-i-fenomen-agressii-kulturno-odnorodnykh-lyudej.html

Юнацкевич П.И., Полотебнов А.С Методические рекомендации по проведению занятия на тему "Нравственность" в обучающимися образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации

https://ivgt.ast.social/labvgt-menu/233-metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-zanyatiya-na-temu-nravstvennost-s-obuchayushchimisya-obrazovatel-nykh-organizatsij-sledstvennogo-komiteta-rossijskoj-federatsii.html

Юнацкевич П.И. Как избежать ядерной войны?

https://imi.ast.social/news/232-kak-izbezhat-yadernoj-vojny.html

Голос эпохи. Юрий Борисович Левитан

https://topwar.ru/59457-golos-epohi-yuriy-borisovich-levitan.html

Директор Института культурных ценностей и ресурсов

Бойчевка Валерия Владимировна

Поделиться в соц.сетях

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх