Общее созидательное дело - средство предотвращения социальной гибели
Бойчевска В.В., Носова М.Ю.
Институт культурных ценностей и ресурсов
Сосуществование в семье, коллективе, группе, любом сообществе для человека необходимо, но требует труда. Именно труда, напряжения. Взаимодействие в коллективе приносит человеку одновременно удовлетворение и усталость. В случае избыточной усталости и перенапряжения к каждому время от времени приходят мысли об изоляции: «пожить для себя». Всё время жить для других и приносить пользу это подвиг. Особенно в условиях культа эгоизма и антисоциальной пропаганды, которая рекламно-голосит отовсюду: «порадуй себя!», «ты этого достоин!». Соблазнов расслабиться в эгоизме много. Но у человека в норме, мысли «пожить для себя» быстро проходят, так как имеется нравственная потребность в других людях. Человек как минимум возвращается к трудам и заботам о других близких в семье, и как максимум к социальной общественной жизни гражданина. Люди априори имеют значение друг для друга: общение, дружба, любовь. Полезность друг другу без материальной выгоды – подсознательное членство в «общине», потребность взаимодействия в будни и праздники. Иными словами потребность сильного хорового пения, а не сольного выступления для себя самого в пустом зале.
Всё это естественно для гармоничной жизни в созидательной системе. В норме человек стремится стать частью системы, не отделять себя от общих ресурсов и ценностей, которые важны для существования системы.
А что же отклонения? Социопатия трансформирует, умножает количество отщипенцев - людей с отклонениями от социальной нормы. У них атрофируется, исчезает потребность сосуществовать на равных в коллективе. Цифровые технологии на службе социопатии превращаются из помогающего инструмента в орудие массового разобщения. Люди не испытывают потребности вернуться в социум в статусе его полезной части. Они вообще не нуждаются в равных отношениях в семье, коллективе, группе, сообществе. Любой социум для них – ресурс для собственного потребления. Социопат – это дикарь одиночка. Он может претвориться нуждающимся, жалким, или наоборот сильным защитником. Но любой результат его деятельности – это «доминирование без оглядки». Социопат не взаимодействует, он действует как считает нужным и не оглядывается на других людей. В современной культуре и психологии активно пропагандируется культ «Альфа» в разных вариациях. «Альфа-самцы» и «альфа-самки», наглецы, хамы, лидеры собственных мнений, победители в конкурентной борьбе, мошенники, хулиганы, эгоисты, предатели, разрушители, иными словами мотивированные нарушители норм морали и права – субъекты криминальной деятельности. Все они не нуждаются в совести – мнение любого коллектива им безразлично.
Но здесь важно разобраться и не перепутать нравственную жизненную позицию, которая может выражаться в уходе из деструктивной группы-«волчьей своры» и собственно социопатию.
Например, человек в какой-то момент решил изолировать себя от коллектива зараженного жадностью, в котором главная цель – деньги, нажива любыми способами (жадная семья, коммерческая структура, даже профессиональное сообщество в социальной сети, в которых все отношения строятся исключительно на принципе «заработать»). Является ли человек покинувший эту «свору» социопатом? Нет. Он распознал деструктивную систему в данной группе и проявил волю к нравственному выбору.
Он не утратил самой потребности в обществе – в норме он будет искать другую группу (систему), где найдутся близкие ему, важные для него другие люди. Возможно будет какое-то время испытывать страдания, обиду, внутреннюю борьбу. Особенно если речь идет о разрыве в семье. Но в дальнейшем будет присоединяться к близким. Искать их. И обязательно найдет. Потому что жить для себя – это неестественное состояние человека. Это выход из системы. И это та самая «атомизация» о которой так часто упоминают, но мало делают в противовес.
Без других людей наступает социальная смерть, которая неизбежно ведет социопата сначала к социальной гибели, а затем к физическому разрушению. Какими бы ни были богатыми и обличенными властью социопаты – они ненасытные дикари, неспособные быть счастливыми, они несчастны при временных внешних проявлениях материального изобилия. По мере заражения социопатией их еще больше будет затягивать в воронку пустоты.
Пока есть живые люди, а не трансформеры, не биороботы управляемые цифровым поводком, до тех пор будет и потребность в культурно-ценностной синхронизации: вместе жить, вместе смотреть на красивое, делиться друг с другом, радовать друг друга, дарить и быть одаряемым.
Иначе, когда «каждый за себя» общество превращается в эгоистов-беспризорников, способных думать, изобретать, осуществлять любое действие только из расчета выгоды для себя, «своего дела».
Как уйти от социальной гибели?
Великий педагог Антон Семенович Макаренко применял для социализации метод «общего дела». Чтобы не дать погибнуть малолетним хулиганам поодиночке, вернуть детей из криминальной среды и воспитать людьми, Макаренко первым делом «сжигал их гадкое прошлое» в виде старой одежды, и их личных дел с записями о проступках. Потом детей отмывали в бане. И так начиналась новая жизнь с чистого листа, и с нового общего дела. В этом новом деле, ради новой полезной общей цели, обязательно интересной для большинства, обязательно созидательной, проявляется возврат к взаимодействию, к жизни «вместе», это и есть культурно-ценностная синхронизация. Человек, познавший состояние культурно-ценностной синхронизации, становится счастливым и стремится к постоянной гармонии с другими людьми и окружающей природой.
Так работает нравственное правило три С: не вредить себе, соседям, среде обитания.