Коржев Г.М. Влюбленные, 1959.

 

Спасает ли мир красота?

О формировании нравственного мировоззрения через искусство

 

Алексеев С.В.,  Бойчевска В.В.

Институт культурных ценностей и ресурсов, 2023

 

«Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

 (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы», Кн. З, гл. III)

Целостный взгляд человека, видение мира, других людей и себя определяет ориентацию человека в окружающей действительности. Это видение вырабатывается посредством объединения и обобщения знаний как о деталях, мозаике жизни, так и об общих явлениях.

Так, с взрослением человека формируется мировоззрение. Доверие к человеку, как разумному виду, позволяет предположить, что каждый человек, воспитанный в среде людей способен сформировать нравственное мировоззрение.

Мировоззрение – это потребность, поскольку человек не может существовать без отражения картины мира, общественного бытия, взаимосвязей, культуры. Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека. Оно формируется на интуитивном уровне и определяется нравственностью, которая отличает человека от скота бессловесного. Здесь можно привести элементарный, но показательный  эксперимент. 

Самое простейшее и одновременно неопровержимое исследование, которое многократно подтверждено, не требует специальных знаний по философии, педагогике, психологии: задать человеку один вопрос: «что означает нравственность»? В большинстве случаев собеседник задумается… потом вспомнит что-то из шаблонных определений когда-либо прочитанных. Потом присовокупит своё, в зависимости от возраста, культуры, ментальных особенностей. Но закончится ответ обязательно выводом о том, что нравственность - это очень всеобъемлющее понятие, единое определение которому дать невозможно, ибо у разных людей, разное понимание нравственности. При ответе как правило чувствуется некая «самоблокировка», легкое раздражение, сопротивление, даже благосклонно расположенного собеседника. О нравственности в большинстве случаев человеку говорить неинтересно, скучно, пафосно.

После этого, особенно при затруднении собеседника в формулировках, попробуйте спросить его:  «что  означает безнравственность?»

И здесь он воодушевится, пропадут затруднения. Феномен мгновенной интуитивной идентификации безнравственности моментально «разблокирует» собеседника. Это естественный результат развития человечества. Людям ближе рассуждение, через осуждение, негативную оценку. Ведь человек тысячелетиями конкурирует, выживает, борется, проявляет агрессию.  

Приблизительно такой же результат будет и при ответах на вопросы о «Красоте» и «Безобразности». Но эстетическое восприятие не оставляет человека равнодушным, он непременно вовлечен в созерцание, слушание, распознавание красоты с рождения и до кончины. Народная мудрость подмечает: «Когда кругом заговорили о красоте, даже черепаха высунула голову». Этот запрос человека –  перспективная надежда и преграда к расчеловечиванию. «Постчеловек», ожидание которого вызывает у современников устойчивую панику,  не сможет возникнуть исключительно за счет улучшения тела и продления жизни. Воспрепятствовать расчеловечиванию и безобразию помогут другие люди. Мировоззрение формируется другими людьми, окружающими, ближним и дальним кругом общения, появляются принципы поведения, идеалы, моральные нормы, ценности. Формирование нравственного мировоззрения через искусство, как форму духовно-практического освоения мира один из достижимых способов освоения мира с ракурса идеалов Красоты и Гармонии. 

Художественная культура несет в себе исторический опыт чувственного образного познания. Искусство можно представить как субъектность художественного творчества (профессиональное, народное, самодеятельное искусство). Искусство представляет два больших класса: изобразительное и выразительное. Изобразительное характеризуется тем, что виды искусства, принадлежащие к нему, направлены на художественное отражение объективного и субъективного мира, то есть на вопрлощение художественного образа определенные пространственные формы, материальный объект (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Ко второму классу относятся виды искусства, отражающие субъективное впечатление художника от восприятия мира (литература – проза, поэзия,  драматургия; а также виды музыкального искусства).  Технологии актуализируют перед человечеством синтез изобразительных и выразительных видов искусства. Первыми образцами синтеза исторически сформировались театр, хореография, кинематограф, анимация (мультипликация), телевидение. Сейчас это все виды медиа, информальное искусство пользователей социальных сетей, дополненная реальность, наконец синтезированные продукты творчества искусственного машинного интеллекта. 

В сфере художественной культуры закрепляется мир ценностей, воплощающий в себе богатство красоты эстетических потребностей человека или наоборот обеднение, убожество, безобразие. Здесь закрепляется опыт художественно-образного освоения мира в эстетических категориях: прекрасного, ужасного, возвышенного, низменного, трагического, комического – возникает духовная модель эстетической практики. Эта модель способна дать нравственные ориентиры человеку на соблюдение нравственного правила: минимизацию вреда себе, другим людям, окружающей среде.

Традиционное стремление художественной культуры - закрепить «Прекрасное» как наивысшую эстетическую ценность. Прекрасное в искусстве неразрывно со способностью человека творить мир, нечто, вызывающее эмоциональный восторг, положительное содержание. Н.Г. Чернышевский определял «прекрасное как жизнь», имея в виду не только то обстоятельство, что истоки прекрасного содержатся в реальной действительности, но и тот факт, что прекрасным мы можем назвать лишь такое конкретное явление, в котором черты жизни выявляются наиболее ярко и полно. 

Тем не менее, при эстетической оценке предметов действительности как «прекрасных» важно учитывать не только соответствует ли их форма содержанию, но и безвредность содержания, которое обязательно должно иметь положительное значение, иначе даже при соблюдении соответствия форме, явление в целом не будет прекрасным. 

Пример любого летального оружия, особенно ассоциированного с нанесением тяжких телесных повреждений (пыток). Такое орудие само по себе  по форме может быть идеальным, и даже красиво оформленным, но по назначению антигуманным, страшным, поэтому никогда не будет признано «прекрасным».  Прекрасное в природе определяется наиболее точно, поскольку наименее связано с антропогенной деятельностью. Прекрасное на планете Земля человек воспринимает через органы чувств: зрение, слух обоняние. Зимняя заснеженная сказка, или весеннее цветение, все это дорого и прекрасно без пояснения. Природные явления закономерны и восхитительны сами по себе. 

Прекрасное в результатах труда выражается в созидательности и полезности, совершенстве мастера-творца, создающего предметы, соответствующие идее и воплощенные в материале. 

Прекрасное в общественной жизни – справедливые безвредные социальные отношения, не несущие за собой равнодушие, обиду, злобу, агрессию. 

Прекрасное в общении между людьми – красота любви и дружбы, едва ли не главнейшая потребность человека, которая с возрастом претерпевает развитие, изменения как по форме, так и по содержанию. Процесс общения людей с пользой друг для друга - это не только взаимный обмен чувствами, идеями, сопереживанием, но и формирование новых синхронизированных духовных богатств. Иными словами, это общий нравственный путь, направленный на динамическое развитие и дарение нематериальных ценностей, которые созданы другими людьми, приобщение к ним новых ценностей, накопленных в своем жизненном опыте. 

Прекрасное в искусстве способствует синхронизации на нравственном пути – это авторская субъектность, ответственность, направленная на пользу человечеству в результатах творчества, выраженного в высокохудожественной форме.  

Отношения внутри коллектива (трудового, семейного, межпоколенческого) представляют собой результат сложного взаимодействия стихийно складывающихся личных отношений. 

В современных условиях телекоммуникационного общения как в деловых, так и в личных отношениях следует отметить тенденцию неуправляемости, отупления, обедненности и эмоционального уплощения. Поэтому поиски приемов взаимодействия представляют собой важную задачу практических исследований лаборатории искусства и культуры коммуникации, лаборатории художественной культуры и нравственного воспитания   Института культурных ценностей и ресурсов.

Советский педагог В.А.Сухомлинский отмечал важные черты, необходимые любому наставнику: глубокую веру в силу воспитания, ощущения ответственности перед обществом, уверенность в огромных возможностях разума. В общении учителя и ученика необходимо также взаимное доверие, «гармония воли воспитателя и желаний воспитанников». Рассмотрение многообразия форм  в художественной культуре, приводит к выводу, что формирование нравственного мировоззрения позволяет творить, созидать предметный мир по интуитивно понимаемым человеком нравственным нормам «Прекрасного». 

Таким образом, красота сама по себе никого спасти не может. Необходим процесс общения людей с пользой друг для друга. Это не только взаимный обмен чувствами, идеями, сопереживанием, но и формирование новых синхронизированных духовных богатств. Иными словами, это общий нравственный путь, направленный на  динамическое развитие и дарение нематериальных ценностей, которые созданы другими людьми, приобщение к ним новых ценностей, накопленных в своем жизненном опыте. 

Прекрасное в искусстве способствует синхронизации на нравственном пути – это авторская субъектность, ответственность, направленная на пользу человечеству в результатах творчества, выраженного в высокохудожественной форме.

 

Литература

 

 

1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: Методика воспитания коллектива.  - Москва: Молодая гвардия, 1975. 

2. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Введение в литературоведение:  Хрестоматия / Под ред. П.А.Николаева. – М.: "Высшая школа", 1979.

3. Чигирев В.А. Нравственный путь безнравственной цивилизации. - Санкт-Петербург, Институт нравственности, 2006.

4. Юнацкевич П.И. Дискурсивная этика профессора Чигирева В.А. и проблема трансгуманизма. - Санкт-Петербург,  Академия экосоциальных технологий, 2020.

5. Бердяев Н.А.  Человек и машина // Вопросы философии. № 2. 1989

6. Бойчевска В.В., Алексеев С.В. Эко-ценностное дарение: новый культурологический инструмент снижения внутривидовой агрессии

https://icach.ast.social/menu-news/367-bojchevska-v-v-alekseev-s-v.html

7. Бойчевска В.В., Носова М.Ю. Как нравственно помочь другим людям в период испытаний?

https://icach.ast.social/menu-news/398-ikrc003.html

8. Культура счастливой старости: взаимодействие поколений

https://icach.ast.social/menu-news/375-kultura-schastlivoj-starosti-vzaimodejstvie-pokolenij.html

 

 

Данные для цитирования статьи:

Алексеев С.В.,  Бойчевска В.В. Спасет ли мир красота? О формировании нравственного мировоззрения через искусство. - Санкт-Петербург, Институт культурных ценностей и ресурсов, 2023.

 

 

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018-2022 Институт культурных ценностей и ресурсов.

^ Наверх