Бойчевска В.В., директор ИКЦР, профессор
По материалам встречи, посвященной пятилетию
Института культурных ценностей и ресурсов
4 ноября 2023 года
Уважаемые коллеги, друзья!
Поздравляем всех вас с пятилетием Института культурных ценностей и ресурсов!
Благодарим за сотрудничество, созидательный труд, желаем здоровья, неутомимой энергии, неиссякаемого исследовательского интереса, солидарного взаимодействия и творческих высот!
У древних греков был такой обычай: в Афинах на главной площади публично разбивали глиняные амфоры (сосуды) в таком количестве, чтобы образовалось множество черепков-осколков. Затем граждане разбирали черепки и как могли подручными средствами писали (царапали) на черепках имя того человека, которого следовало изгнать из Афин.
Если набиралось не менее 6 тысяч черепков с одним и тем же именем – гражданин подлежал изгнанию. Черепки называли «остраконы».
Такова история выражения «подвергнуть остракизму». Этот обычай был рабочим инструментом народного волеизъявления по отторжению, изоляции опасных для государства граждан: обманщиков, из сферы управления, чью вину доказать не представлялось возможным, но она очевидна и явлена в действии.
Черепки-остраконы – прообраз бюллетеней для голосования. В VI веке этот обычай был закреплен законом. Благодаря закону об остракизме была значительно расширена вовлеченность демоса и закреплена возможность устранять влияние политиков из высшего сословия, злоупотреблявших властью.
По правовой сущности остракизм стал внесудебным наказанием, одобренным тайным голосованием большинства участников. На один день главная площадь (Агора) в Афинах превращалась в избирательный участок, куда приходили горожане со своими черепками. Собрание по остракизму могло проводиться только раз в год. Продолжительность изгнания из полиса – 10 лет. Следует отметить, что жертвы остракизма терпели минимальные последствия (их не лишали имущества, они также сохраняли право по истечении срока изгнания вернуться в политику). Таким образом жертва остракизма даже не приравнивалась к преступникам. От изгнанника предпочитали дистанцироваться, но как гражданин он сохранял свои права. Иногда срок изгнания сокращали. Остракизм способствовал погашению народного недовольства и помогал сдерживанию аристократии, напоминая элите о верховенстве власти демоса. Однако, в истории зафиксирован случай, который впоследствии сочли парадоксом народного сознания, связанный с данным обычаем.
Был в Афинах прекрасный полководец Аристид. Слагались о нем легенды, о его справедливости, отважности, честности и благонравии. Даже прозвище ему дали – Справедливый Аристид.
Справедливый Аристид
Философ Платон так говорил про этого полководца:
«Это трудно и потому особенно похвально - прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость. Таких людей немного, но они были, и я надеюсь будут, и здесь, и в иных краях – честные и достойные люди, чья добродетель в том, чтобы справедливо вершить дело, которое им доверено, а один прославился больше остальных, и не только в Афинах, но повсюду среди греков, - это Аристид, сын Лисимаха».
Аристид безусловно был значимой фигурой, субъектом, проявляющим волю на политическом и военном поприще. Он отстаивал определенную позицию в противостоянии греков с персами, в силу чего вынужден был вступить в долгое противостояние с другим греческим военачальником – Фемистоклом. Возможно по причине этого противостояния оба они подверглись остракизму, и Аристид проиграл, был изгнан афинянами.
Но в истории «принцип Аристида» известен благодаря полу-курьезному случаю, связанному с этим изгнанием. Об этом курьезе упоминает философ Плутарх.
Встретил Аристид неграмотного простолюдина, который сжимал в руке черепок для голосования, в тот день, когда нужно было горожанам идти на Агору. Поскольку сам неграмотный прохожий начертать на черепке ничего не мог, он по иронии судьбы и попросил Аристида (в лицо вероятно не знал его) нацарапать имя на черепке.
«Нацарапай мне имя «Аристид», - попросил прохожий.
«Что тебе сделал справедливый Аристид? Чем обидел?», - возмутился полководец.
«Не обидел. Надоел он просто со своей справедливостью. Сил нет больше слушать на каждом углу про его добродетель и нравственность! Пусть уже его изгонят поскорее».
Поскольку Аристид был честный и справедливый, он конечно нацарпапал свое имя на черепке. Примолвил правда, что о справедливом Аристиде еще вспомнят афиняне.
Аристид и горожанин
В. Рейни
Выводы из этого случая, дошедшего через века…
Не любят люди справедливых, честных благонравных? Надоедает слушать про хорошие поступки? Сравнивают с собой и возникает зависть от сравнения? Всё так. Но кроме этого, еще перенасыщение, избыточность «хорошего». Не по такому ли принципу бросают и предают верных близких людей, друзей, соратников? «Ты слишком хорош, что даже противно». Или страшно. Проявлять мощные положительные поведенческие качества невыгодно и опасно в обществе, где превалируют безнравственные ориентиры и конкуренция. В людях, которые открыто проявляют свои лучшие свойства каждый видит конкурента от которого целесообразно избавиться при первой возможности. Это теневая сторона коллективного бессознательного «конкурентного» общества, в котором преобладает невежество, клевета, интриги.
Как же быть современному «справедливому Аристиду»? Подниматься. Вставать с колен. Свои люди устремятся следом, не покинут. Это и есть преобладание духовно-нравственных ценностей. Самостоятельно подниматься, расти вверх. Не оглядываться на предавших. Но и не надмевать. Искать свою стаю, а не чужую свору. Благодарить и помнить тех, кто помогал.
Создавать солидарное общество. Где преобладают доверие и надежность, где значение коллектива, «ДРУГИЕ» - не пустой звон шаблонных речей. И духовно-нравственные ценности интуитивно потребны людям, а не спущены сверху руководством для формальной приверженности. Солидарное общество – это нравственное общество не на словах, а в делах. Часто оно формируется как настоящее «братство» в пределах разрешения серьезных проблем, конфликтов и у честных людей –представителей «помогающих» профессий. Для них ценность – надежное плечо друга, совет. Им некогда конкурировать.
В реальности общественные отношения динамичны, поэтому всегда есть «полутона», присутствуют оба типа – конкурентный и солидарный. Но чем более общество солидарно, тем большим одобрением оцениваются нравственные люди, чем более общество конкурентно, тем сильнее нравственные осуждаются, обесцениваются. В этом отличие сплоченной стаи, от завистливой своры.
Здесь внушает оптимизм следующее наблюдение: нежизнеспособность конкурентного общества. В конкурентной своре каждый стремится в целях личной безопасности скрывать свои достоинства, не выделяться, не показывать даже малые черты «справедливого Аристида» иначе «съедят, изгонят», а это самоподавление, сжатие потенциала, неизбежно ведет к деградации такого общества, причем стремительной. Иными словами, давление конкурентного общества обладает агрессивной вредоносной силой, ведет к социальной кончине субъекта-человека и субъекта-общества.
В чем проявляется остракизм и принцип Аристида в наши дни? Наиболее близко остракизм сравним с «культурой отмены». Cancel Culture – «кансилинг». Вымарывание значимых субъектов, имеющих достижения, заслуги, награды, длительный успех, легко достигается нажатием кнопки «палец вниз». Отмену субъекта активируют как направленно (манипулятивно), так и спонтанно (как следствие случая нежелательных действий, совершенных самим субъектом). Особенно характерны примеры в сфере культуры, причем в любой стране мира, где буквально происходит «перемонтаж» исторических событий, произведений искусства, литературы, кино. Заклейменный деятель вычищается из титров, изгоняется с глаз долой малейшее о нем упоминание. Современный «цифровой» остракизм превращается в орудие репутационной ликвидации, публичной травли.
Что способно остановить «грязевый» поток? Нравственное критическое мышление. Наступило время, когда важно каждому и всем вместе собраться и сконцентрироваться на формировании критического мышления как «нравственного щита». В чем выражается нравственный щит сильные люди интуитивно понимают. И делятся с окружающими прежде всего мысленным пожеланием добра, сил и здоровья. Не увеличивают амплитуду угроз, истерики, беспомощности или бездействия.
Мысленная поддержка подобна информационному взаимодействию, она безусловно существует. Такие явления как мысленная поддержка, взаимосвязи близких людей, возникновение духовно однородных коллективов изучаются исследователями, начиная с экспериментов Владимира Михайловича Бехтерева. Поэтому так важно сегодня и мысленное и действенное объединение – нравственная консолидация. Других вариантов для сильных людей нет.
В последние годы – чем слабее дух людей, тем сильней разгул выгодоприобретателей – это своры социопатов. Они ненавидят род человеческий, лгут, разрушают, разъединяют союзы, изгоняют нравственность, поклоняются деньгам, сотворяют зло. Нападают друг на друга как пауки в банке. Один из самых действенных способов помочь самому себе и близким в трудный период –удалить из совей жизни ненужные сведения, информационный мусор, вредоносное участие в безнравственных коллективах. Нравственный щит всегда определяется добрым делом. Сделать что-то хорошее для других людей. Начать с малого и достигнуть результата. Принять участие в коллективном добром деле. Придумать его самостоятельно, без советов и указаний. В общем деле силы умножатся во сто крат. Именно это и поможет пережить трудный период, выстоять, присоединится к своим. Это путь современного «справедливого Аристида».
А злобные социопаты будут неизбежно двигаться к самоуничтожению.
Как нравственно помочь другим людям в период испытаний?
Бойчевска В.В., Носова М.Ю
https://icach.ast.social/menu-news/398-ikrc003.html
Общее созидательное дело - средство предотвращения социальной гибели
Бойчевска В.В., Носова М.Ю.
https://icach.ast.social/menu-news/397-obshchee-sozidatelnoe-delo-sredstvo-predotvrashcheniya-sotsialnoj-gibeli.html
Социопатия в культурной сфере и феномен агрессии культурно-однородных людей
https://icach.ast.social/menu-news/394-sotsiopatiya-v-kulturnoj-sfere-i-fenomen-agressii-kulturno-odnorodnykh-lyudej.html